Сдающие экзамен многократно потом ездят лучше
Наталья Шилова пришла в профессию около года назад. Об автомобилях и своей работе она рассказывает с удовольствием, повторяя, что не мыслит свою жизнь без машины. «Я сдала на права лет 10 назад, и мне очень нравится водить. Без руля я не могу. Это как игра в шахматы: нужно просчитывать свои действия и действия «противника» на несколько шагов вперед, и это очень увлекательно. Люблю скорость, но наслаждаюсь ею лишь там, где это позволяют правила», – говорит Наталья.
По образованию она юрист, закончила СЗАГС, но уже несколько лет работает товароведом. «Времени моя работа много не отнимает, я выполняю свои функции за полдня, а потом свободна, – рассказывает Наталья. – И однажды я задумалась, что можно было бы попробовать обучать вождению на своей машине. Хороший знакомый, директор одной из ивановских автошкол, полушутя предложил работать у него. Я согласилась, установила на машину дополнительные педали, прошла обучение, получила удостоверение инструктора и начала преподавать».
Сейчас Наталья Шилова работает в двух автошколах города. Она обучает вождению на машине с автоматической коробкой передач. Это пока только входит в моду. На «механике» учеников гораздо больше, да и в Ивановской ГИБДД нет машины-«автомата», так что сдавать экзамен ученики Натальи могут лишь с автошколой или в других городах. Кстати, сдают по сегодняшним меркам достаточно быстро – максимум с третьего-четвертого раза. Были и те, кто сдавал с первого, но, по словам инструктора, им просто везло и они, как правило, водят хуже, чем те, кто долго готовился, брал дополнительные занятия и несколько раз пытался сдать.
Главное – не руль крутить, а думать
«Я училась на «механике», но когда купила машину с автоматической коробкой, поняла, что она удобнее в управлении, – говорит инструктор. – А в остальном всё так же: нужно всегда думать головой. Не правы те ученики, которые идут ко мне с мыслью «там просто, я автоматику легче сдам». Не легче. Потому что самое сложное – думать, а не переключать рычаг и крутить руль. Я считаю, что кому-то это дано, а кому-то нет».
КСТАТИ |
Самые распространенные ошибки учеников (по мнению автоинструктора Натальи Шиловой) • Не чувствуют габаритов машин. • Не держат интервал. • Забывают включать поворотники. • Путают педали газа и тормоза. • Редко смотрят в зеркала и плохо определяют по ним расстояние до движущихся машин. |
Первой ученицей Натальи Шиловой была ее знакомая, и с тех пор она зареклась обучать друзей: часто критику они воспринимают в штыки, а потом обижаются и отношения портятся. Но ученикам необходимо указывать на их ошибки, иначе ничего хорошего из обучения не получится. «Очень страшно было выезжать в город с первой ученицей, – вспоминает Наталья. – У нее водительского опыта нет, а у меня инструкторский – очень маленький. По сути, на первых занятиях в городе ты сам ведешь машину, а ученик лишь нажимает на педали и крутит руль. У тебя же только педаль тормоза. Но ничего, мы справились, теперь идет легче».
Кстати, у Натальи занимаются в основном девушки: видимо, женщине-инструктору они доверяют больше. А некоторых к инструкторам-мужчинам ревнуют мужья.
Коллеги-мужчины к Наталье Шиловой относятся серьезно и уважительно, ни ухмылок, ни насмешек никогда себе не позволяют: знают, что она ни в чем им не уступает. «А вот к насмешкам на дороге я уже привыкла, – рассказывает она. – Мужчины, если их можно так назвать, на «девятках» и «двенашках» указывают пальцами и смеются: типа вот, баба за рулем, а еще и учит других ездить. Понятно, что это не от большого ума. Я просто закрываю окно, отворачиваюсь и продолжаю занятие».
Женщины больше думают о безопасности
По словам Натальи, мужская профессия никак не отразилась на ее характере. Дома она мягкая и женственная, на дороге – серьезная, но не грубая. А вот склад ума у нее изначально был мужской – именно такой, какой нужен за рулем автомобиля. «Женщин считают плохими водителями, «обезьянами с гранатой», наверное, потому, что мы в большинстве своем теряемся в сложных ситуациях, начинаем паниковать. А мужчины просто быстро принимают решение. Еще у них не так сильно выражен инстинкт самосохранения. Мы думаем на дороге о своей безопасности, о детях, родителях, поэтому более аккуратны. Мужчин же часто просто захватывает момент, и инстинкт самосохранения притупляется».
А вот с тем, что вождение машины лучше дается мужчинам, Наталья не согласна. «Вождение – это дело, которое либо «твое», либо «не твое» вне зависимости от пола. Современные женщины всё активнее занимают место мужчин, они хотят добиться уважения в разных сферах, в том числе и на дороге. Именно поэтому в последнее время женщин за рулем становится всё больше», – считает инструктор.