2015 год выдался для фармацевтической отрасли очень сложным. А все из-за быстрого изменения курса рубля, снижения покупательной способности населения и изменение вследствие этого потребительских предпочтений. По результатам за 2015 год продажи упали примерно на 10%. Даже подъем цен на некоторые лекарства не смогли отыграть дополнительные затраты. Ведь препараты из группы жизненно необходимых строго регулируются государством, и цены на эту группу заморожены.
Некоторые сетевые аптеки, дабы выжить в 2016 и еще хоть что-то заработать с продажи препаратов переняли некоторые маркетинговые решения из продуктовой индустрии. Самые крупные игроки рынка установили «входной билет» в виде платы за маркетинговые услуги. Этот взнос платит производитель лекарств, чтобы его лекарства были на полках этой сети. Благодаря таким доплатам аптечные сети смогут дополнительно собрать от 3 до 5% от выручки. Производители на порядок меньше платят, если выкладка лекарств закрытая, но бонусы частично компенсируют часть от основного ассортимента.
Что получаем в итоге
Все издержки «падают» на плечи покупателям. То есть в цену включается расход на «вход». К этому еще добавляется ограниченный выбор. Ведь аптека будет продавать больше тех препаратов, за которые заплатил производитель. Что касается импортных лекарств, то тот же препарат Сиалис цена в аптеке на который составляла 800 руб. за 1 таблетку продолжит расти пропорционально курсу. Если девальвация будет дальше, то не только этот препарат, но и много других импортных исчезнут с прилавков аптек России.
Как помогает государство
Государство говорит, что если аптека хочет быть прибыльной, ей надо помимо лекарств продавать сопутствующие товары, а не обслуживать только бесплатные рецепты. Но не каждая небольшая аптека сможет на своих квадратных метрах разместить сопутствующие товары.