Крестьянская усадьба расположилась сразу в двух районах
Только что построенная кирпичная ферма у деревни Марково спряталась за высоким железным забором. «Она на отшибе, живем, как на хуторе, поэтому нас еще мало кто знает в деревушке, – говорит фермер Марина Артемьева, открывая ворота. – У нас около 15 гектаров в собственности, еще 80 оформляем в соседнем Ивановском районе, с которым граничит наш участок».
В ТЕМУ |
Марина Артемьева вошла в федеральную программу в 2014 году. Гранты тогда получили всего 10 КФХ области. В прошлом году участниками фермерских программ стали девять хозяйств. Минсельхоз утвердил региональную заявку на 2016 год, объемы федерального финансирования, по предварительным данным, снижены, а областного остаются на уровне прошлого года. |
Усадьба с жилым домом со всеми удобствами просматривается видеокамерами. Рядом с фермой – аккуратные копны сена. За елью – заснеженная поляна. «Здесь в пастбищный сезон будут гулять наши питомицы, – продолжает хозяйка. – А вообще-то в округе много заброшенных пустошей. Травы хватит».
Аграрная усадьба в лежневской глубинке создана всего за год. «Животноводческое помещение построено на грант федеральной программы «Семейная ферма», который я получила в 2014 году (1 миллион 800 тысяч рублей), – комментирует Марина. – Спасибо департаменту сельского хозяйства, который и предложил мне участвовать в конкурсе, вдохнул в нас уверенность в себе».
Но федеральная субсидия – лишь часть инвестиций, вложенных в усадьбу. Основные средства ивановцы Марина и ее муж Александр заработали, занимаясь коммерцией. Этому бизнесу они отдали 20 лет, но в один прекрасный день выпускница бывшего техникума советской торговли и РГТУ (ныне ГЭУ имени Плеханова) и водитель решили поселиться в деревне и начать новое дело.
«Я поддержал родителей, – включается в разговор сын Артемьевых, Сергей. – Более того, тоже переехал в Марково и работаю в мамином КФХ. Всё, что надо на ферме, делать умею. Заочно поступил на зооинженерный факультет ИГСХА».
Есть у Марины и еще один помощник – опытный зоотехник Татьяна Барабина.
Фермеры дежурят возле рогатых мамаш
За короткое время Артемьевы построили современную козью ферму на 80 голов – единственную в регионе. «Правда, пока здесь содержим только 20 дойных животных, – рассказывает Марина. – Но с 17 января начался плановый окот». Сейчас вся семья фермеров на ногах с утра до позднего вечера: чтобы все новорожденные козлята были здоровы, надо дежурить возле рогатых мамаш.
«Мы начали с пяти коз, привезенных от родственников из подмосковного Раменского, потом закупали породистых животных, – вспоминает Марина. – Особая наша гордость – элитные козлы-производители. Двоих уже заменили, экспериментируя со скрещиванием разных пород. Сегодня король на козьей ферме – альпиец Эмир. Мы привезли его из самарского Жигулёвска».
Артемьевы делают ставку на выращивание смешанного стада. В марковских козочках течет кровь производителей русской, альпийской и зааненской пород коз.
Опасаются не только волков, но и зайцев
На ферме сухо и чисто. И никаких сквозняков: козы их плохо переносят. Животные любят, чтобы у них всегда была вода – она регулярно подается в помещение. Посередине фермы – огромная телега, приспособленная под кормушку с сеном. Правда, в день моего приезда козы налегали на сухой веточный корм.
КСТАТИ |
Наиболее ценной в России считается зааненская порода коз. Ее особенности: полное отсутствие рогов (чтоб не ранили себя в помещении), длинное туловище и хорошо развитое вымя. Однако покупка молодняка обойдется очень дорого – до 10 тысяч рублей за животное. Взрослые племенные козы стоят не менее 30 тысяч. Поэтому, по мнению фермеров, начинать нужно с обычных русских коз, скрещивая их с зааненскими производителями. |
У каждой козочки – своя кличка: Ночка, Марта, Нюра, Катя… «И характеры у каждой разные, – замечает Татьяна Барабина. – Есть очень ласковые, а есть и замкнутые, сторонящиеся людей, есть хитрые, наглые». Марина смеется: «Но все любят лакомства, за сухарь даже станцуют. Мы для наших любимиц заказали доильный аппарат, ошейники будем закупать, чтоб летом не затерялись в округе. Ферму по ночам сторожит собака, ведь около забора бродят звери. Правда, следов волков нет, а вот лису и зайцев видели живьем. Голодно в лесу, и они приходят воровать наши корма».
Фермеры планируют купить установку охлаждения молока, построить цех переработки козьего и покупного коровьего молока, в том числе для производства сыров (Сергей закончил в Угличе курсы по сыроварению), создать собственную кормовую базу. «Приезжайте к нам через год – угостим козьим сыром», – сказала, провожая нас в обратную дорогу, Марина.
ОТ КОЗЬЕГО МОЛОКА НЕ ТОЛСТЕЮТ |
«Это уникальный продукт, – говорит ивановский терапевт Валентина Бабушкина. – В нем много полезных для здоровья человека микроэлементов, к примеру кобальта в шесть раз больше, чем в коровьем молоке. Он улучшает обменные процессы и кровотворение. Много в этом продукте калия, кальция, магния. Жир составляет 4,4%, но, в отличие от коровьего продукта, он легко усваивается и от него не толстеют». «Особенно полезно это молоко ослабленным новорожденным детям. Во времена моего детства, когда эффективных лекарств было мало, мама поила меня им. Так и мы, молодые мамы, оздоравливали своих детей». «Содержащиеся в козьем молоке кислоты способствуют нормализации холестеринового обмена, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, – информирует Валентина Анатольевна. – Козье молоко рекомендуют при заболеваниях пищеварительной системы, для лечения малокровия, беременным женщинам. Но нельзя запивать им еду, лучше употреблять через час-полтора после приема пищи». |

Козел Эмир позирует на фотокамеру.

Новая козья ферма возведена с нуля.