Как возродить заброшенные поля?

11 декабря 2015 11:32

Проблема изъятия сельскохозяйственных земель у нерадивых собственников для нашей области особенно актуальна: здесь по сравнению с соседними регионами больше запущенной пашни

Коровы гуляют по чужому пастбищу

Слава колхоза имени Мичурина и его председателя, Валентина Гамзина, в советские годы гремела далеко за пределами Лежневского района. Это животноводческое и молочное хозяйство получало отдачу с каждого гектара пашни, а земли в сабиновской округе было около 5 тысяч гектаров. Но в последние годы преемник колхоза, агрофирма «Сабиново», борется за выживание. Главная проблема – полное отсутствие собственной пашни. Как же получилось так, что хозяйство лишилось своей земли?

В ТЕМУ
Еще будучи губернатором Московской области, Сергей Шойгу в 2012 году направил в Минсельхоз законопроект об ужесточении в Подмосковье таких штрафов с сегодняшних 5 тысяч рублей для граждан и 100 тысяч для юрлиц до 2-3% от кадастровой стоимости запущенных участков для первых и до 4-5% – для вторых. То есть частному владельцу дорогущей московской земли придется заплатить за гектар до 30 тысяч рублей штрафа, юрлицу – до 600 тысяч. Во Владимирской области решили создать прецедент возвращения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Там тоже, несмотря на то, что закон позволяет это делать с 2002 года, пока нет такой юридической практики. Департамент имущественных отношений подал в суд два иска по пяти земельным участкам в 60 гектаров, разделенным в 1990-е годы на колхозные паи.

Земли колхоза имени Мичурина находились рядом с московской трассой, до Иванова всего 15 километров. Они входили в земельные паи членов колхоза (СПК) и в начале 2000-х стали активно скупаться богатыми частниками. Народ считал каждый рубль и охотно продавал свои доли (один пай – 5 гектаров). К примеру, в 2011 году цена одного пая составляла 5 тысяч рублей и в тот год хозяйство лишилось сразу 860 гектаров – продали землю 165 бывших колхозников.

Сегодня, рассказала корреспонденту «ИГ» агроном Надежда Абалдуева, агрофирма, где осталось 14 работников, вообще не располагает собственной землей. Пастбища для выпаса скотины пастбища и кормовые угодья арендуются.

Парадокс получается: стоит ферма (более 220 голов), а вокруг нее… чужая земля. Но самое главное – ни одна сотка из бывших колхозных земель, купленных зажиточными частниками, не обрабатывается. Не заметно, чтобы и в сабиновской округе велось бурное строительство жилья на этих участках.

По прежнему земельному законодательству, если пашня не используется три года, ее у нерадивых собственников нужно изъять и передать в муниципальный фонд для дальнейшего перераспределения. Сегодня срок увеличен до 5 лет. Хозяйство неоднократно обращалось с просьбой в райадминистрацию и различные региональные инстанции с просьбой начать эту процедуру и передать пашню для начала в аренду агрофирме.

Но по закону получить назад уже купленные паи практически невозможно, поэтому бывший колхоз проиграл ряд судов. У новых латифундистов немало уловок, чтобы сохранить свои участки. К примеру, они перерегистрируют их на родственников. Или, чтобы соблюсти формальность, пропахивают одну борозду – и на этом аграрную деятельность заканчивают.

«Сабиново» сегодня – единственное сельхозпредприятие района. Два года назад не стало агрофирмы «Растилково». Земли вокруг деревни Малое Растилково тоже пустуют. Их дальнейшая судьба – зарастание кустарниками.

«После ликвидации хозяйства земельные паи были переданы его работникам, – рассказал бывший руководитель хозяйства Юрий Ларин. – Кто-то продал свою долю. Остались, наверное, и невостребованные паи, я не знаю об их движении». Правда, говорит Юрий Фёдорович, председателю соседнего СПК «Родина» Савинского района новый собственник разрешил арендовать часть пашни: «Это хотя бы частичный выход из тупиковой ситуации».

Почти половина земель пропадает

Родниковский район, Парское поселение: пашня «работающая» и пашня, заросшая кустарником, соседствуют.

Еще два года назад на заседании регионального правительства прозвучали шокирующие цифры, свидетельствующие о том, что у нас зарастает бурьяном и лесом половина имеющейся пашни. Это и общероссийская проблема, о ней в недавнем послании к Федеральному Собранию говорил президент страны. Владимир Путин поставил задачу к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием, но для этого необходимо ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают и находятся в руках крупных землевладельцев, а те не спешат заниматься сельским хозяйством: «Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционах тем, кто хочет и может их возделывать», – сказал глава государства. До 1 июля 2016 года правительству страны поручено подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов.

Созданная ивановским отделением Общероссийского народного фронта рабочая группа по использованию сельхозземель 8 декабря тоже обсуждала эту проблему. У нас в области, прозвучало в ходе заседания, 868,1 тысячи гектаров сельхозземель, из них пашня занимает 543,3 тысячи га. На долю запущенной пашни приходится 44,2% этой огромной площади.

Штраф за бурьян и кустарники возрос в десятки раз

«Нужно ужесточать административные наказания за этот вид нарушения, и это уже делается, – заверила замначальника регионального управления Росреестра Ольга Зайцева. – В 2014 году нами проведено 285 проверок на землях сельхозназначения, выявлено 152 случая нарушения земельного законодательства. За 8 месяцев этого года 67% выданных предписаний исполнены. С 20 марта штраф за это нарушение возрос с 300 рублей до 10 тысяч». При этом Ольга Зайцева не смогла привести ни одного факта принудительного изъятия сельхозземли у нерадивых собственников.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Лежневский район, по данным регионального департамента сельского хозяйства, подтвердил невеселую репутацию аграрной пустыни: здесь самая низкая в регионе доля обрабатываемой пашни – 13,8%. Огромные участки сельхозземель запущены в Пестяковском (14%), Заволжском (18,9%), Фурмановском (21,2%), Верхнеландеховском (22,2%), Юрьевецком (23,8%), Вичугском (24,5%) и Ильинском (31,3%) районах.

С 1 января, напомнили в управлении Росреестра, полномочия по земнадзору переданы Россельхознадзору, и теперь материалы проверок для определения наказания направляются туда. Росреестр же акцентируется на мониторинге использования земли.

Представители Росреестра считают необходимым предусмотреть бюджетные средства на инвентаризацию сельхозземель, которая в области последний раз проводилась в 1990-е годы, а собственникам оплачивать кадастровую оценку.

Участники обсуждения в отделении ОНФ пришли к выводу, что районные администрации должны усилить муниципальный земельный контроль и инициировать изъятие пустошей у горе-латифундистов.

Лидеры по использованию пашни

Районы Общая площадь
с/х земель, тыс. га
Общая площадь пашни,
тыс. га
% использования пашни
Гаврилово-Посадский  59 39.7 85.8
Шуйский  50.5  32.6  69.8
Родниковский  43.9  30.1  69.5
Приволжский  34.5  20.3  65.9
Лухский  40.7  27.6  65.1

 

Аутсайдеры по использованию пашни

Районы Общая площадь
с/х земель, тыс. га
Общая площадь пашни,
тыс. га
% использования пашни
Лежневский  23.7 14.2  13.8
Пестяковский  25.1  17.6  14
Заволжский  38.1  26.9  18.9
Фурмановский  35.1  20.2  21.2
Верхнеландеховский  24.4  18.5  22.2

 (По данным департамента сельского хозяйства)

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница