Старую проводку спрятали под новую обшивку?
Департамент культуры направил заявление на возбуждение уголовного дела в отношении лиц, допустивших возникновение пожара. Кроме того, по словам замдиректора департамента Александра Мартынова, возбуждены два административных производства – в отношении Росимущества и Иваново-Вознесенской митрополии.
Кстати, в ответ на запрос редакции в территориальное управление Росимущества пришел ответ, в котором ведомство признает за собой юридическое право собственности на церковь и земельный участок под ней, но фактическим владельцем и пользователем объекта называет РПЦ в лице Иваново-Вознесенской епархии. «Обязанность по содержанию и поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена на пользователя объекта», – говорится в документе.
«
Внутреннее убранство церкви в 1980-х годах (из архива Михаила Смирнова).
Никаким «фактическим владельцем» Казанского (Успенского) храма Иваново-Вознесенская епархия не является, так как не существует понятия «фактический владелец», – прокомментировал руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества игумен Виталий (Уткин). – Договор пользования с Иваново-Вознесенской епархией по этому храму не заключался. В 2015 году департамент культуры утвердил новое охранное обязательство, в котором епархия в качестве «пользователя» не обозначена».
По словам игумена Виталия, в 2010 году в храме была установлена охранно-пожарная сигнализация. Она успешно эксплуатировалась до начала реставрационных работ в 2014 году и была нарушена при проведении данных работ. «Епархия постоянно обращалась в различные инстанции с обозначением проблем в церкви и с просьбой о помощи в их решении, – продолжает отец Виталий. – О том, что реставрационные работы проводились некачественно и имелась реальная опасность возгорания объекта культурного наследия, епархия уведомила департамент культуры еще в марте с приложением фотографий старой проводки, зашитой под новую деревянную обшивку без какой-либо дополнительной изоляции».
«По предварительным данным, расследование будет завершено к концу первой декады декабря, – рассказал Александр Мартынов. – Параллельно мы готовим план ремонтно-реставрационных работ. Восстановленный храм на месте пепелища мы бы хотели увидеть к 2020 году. По этому поводу состоялось несколько встреч в Министерстве культуры. Они осознают необходимость восстановления храма и оставили нам надежду на выделение денег». Сейчас вокруг пепелища строится высокий сплошной забор. Летом место пожара будет приведено в порядок, завалы разобраны.
Реставрацию потолка приостановила фреска
Большинство горожан воспринимают потерю церкви как свою личную утрату и надеются на то, что церковь удастся восстановить. Краеведы твердят в один голос: утрата памятника – невосполнимая потеря. «Уникальность церкви очевидна: во-первых, это было одно из двух зданий XVII века на территории Иванова (второе – Щудровская палатка), – рассуждает историк-краевед Александр Семененко. – Во-вторых, церковь построена по так называемому клетскому типу (типу жилого помещения). Она давно стала символом Иванова и передавала невероятный колорит ушедшей эпохи. Обидно: она простояла столько веков, ее не тронули большевики, а мы не сохранили, хотя и пытались. В свое время ей остро была необходима реставрация, и деньги наконец-то выделили, работы начались. Сейчас многие говорят о том, что не надо было ее реставрировать, она бы и не сгорела. Без реставрации мы бы потеряли ее еще раньше: она бы просто сложилась как карточный домик. В нее было страшно войти – всё было прогнившее».
Церковь до реставрации.
Реставрацию проводили две фирмы – московская «Промстройдизайнпроект» и «Ивановореставрация». Первая выполняла внешние работы (перекрыла церковь свежим светлым деревом, чем многие горожане были недовольны). По словам Мартынова, к работе московских реставраторов были большие претензии, и они должны были в ближайшее время устранить недочеты, но по какой-то причине не сделали этого. «Но недочеты ни в коем случае не касались пожарной обстановки и не могли вызвать возгорание, – говорит Александр Фёдорович. – Дерево, которым покрыли церковь, было пропитано специальной жидкостью, но она по большому счету не может защитить от пожара».
«Ивановореставрация» вела работы в основном внутри помещения (за исключением инженерных сетей: деньги на них должны были выделить позже). Контракт с фирмой заключили в 2015 году, работы шли с мая по август. Первоначальный контракт на 4 миллиона 100 тысяч рублей пришлось перезаключить на меньшую сумму. Дело в том, что на потолке церкви летом обнаружили старинную живопись наподобие фрески, которая не была учтена в первоначальном проекте. Реставраторы уведомили всех, кого требовалось по закону, и приостановили работы. 500 тысяч рублей, выделенных на ремонт потолка, вернули в федеральный бюджет. Фреску тоже собирались реставрировать, но на это требовались отдельные средства.
«Нас почему-то винят в том, что из-за наших работ начался пожар. Но это далеко не так, – рассказывает главный инженер «Ивановореставрации» Иван Корнилов. – Мы выполняли четко обозначенные контрактом работы, которые не могли спровоцировать пожар: поставили охлупни (угловые элементы для сохранности деревянных конструкций), заменили полы в колокольне, покрыли площадку звонницы оцинкованной сталью, заменили люк, который ведет на крышу звонницы, воссоздали два крыльца, отреставрировали вход в подвал, восстановили отмостку вокруг храма». Кроме того, были заменены гнилые окна, двери, отреставрированы решетки на окнах, сменены балки перекрытий и проведены прочие работы. Напомним, всего на реставрацию церкви было потрачено около 12 миллионов рублей.
Погибло книгохранилище и утварь
От пожара были спасены 63 предмета. А вот сколько погибло в огне, похоже, не знает никто. Четкого ответа на этот вопрос нам не дал даже настоятель храма отец Александр. «Работы еще ведутся, завалы разбираются, – рассказал он. – Я знаю, что уцелели Евангелие и крест с мощами. Погибло книгохранилище со старинными книгами».
Между тем о том, что несколько лет назад в церкви хранилось множество икон, говорят все краеведы. «Старообрядческие иконы никто никогда не изучал, – рассказывает ивановский краевед Михаил Смирнов. – Я сам видел их, когда бывал в церкви лет 6-7 назад. А в 1980-х годах в Иваново приезжал известный реставратор Савва Ямщиков, который фотографировал их и при беглом осмотре сказал, что иконы, скорее всего, очень древние и их нужно исследовать». «Икон было много, и большинство из них, наверное, были дониконианского периода, – добавляет Александр Семененко. – Здание восстановить можно, пусть оно в какой-то мере и будет новоделом. А вот старинную утварь и иконы мы потеряли навсегда».
Удивлен создавшейся ситуацией и Александр Мартынов: «По нашим сведениям, попытка учета была предпринята в 1950-х годах. Об этом свидетельствуют инвентаризационные номера на иконах, которые спасли из огня. Был ли проведен учет позже – неизвестно. И это очень грустно».
Музей Бурылина сохранил несколько старинных икон |
Около 100 лет назад Успенскую церковь чуть не снесли из-за ее ветхости: такое решение приняла Гордума в 1904 году. Ивановский меценат Дмитрий Бурылин воспротивился этому, отреставрировал церковь на свои деньги и перенес на Вознесенское кладбище (современная улица Фрунзе), где она и простояла больше ста лет. Несколько старинных икон из этой церкви были переданы в музей, где хранятся до сих пор, сообщил «ИГ» заведующий отделом «Центр музейного туризма» Ивановского музея Бурылина Денис Докучаев. Сохранились в музее и несколько старинных фотографий церкви начала XX века. |