На этой неделе группа активистов во главе с депутатом Богородского поселения (Ивановский район) Андреем Сергеевым проверила работу 144-го маршрута. После 20 часов транспорт по нему уже не ходил. Наши читатели часто жалуются на маршрутки, работающие в Минееве: уехать в центр очень непросто, особенно по выходным. Есть нарекания и со стороны жителей Ново-Талиц… Тема «Дискуссионного клуба» посвящена городскому общественному транспорту. Наши эксперты называют самые болевые, по их мнению, проблемы и предлагают пути их решения.
Договор – филькина грамота?
Роман КРУГЛОВ, председатель межрегионального транспортного профсоюза:
- Главная проблема – законодательная. Сейчас в законодательстве жестко не прописана ответственность перевозчиков. По сути, они становятся неуправляемыми, чувствуя свою безнаказанность. Отсюда и нарушения графиков, хамство по отношению к пассажирам, грязные салоны, курение в машине… Да, в договорах прописано, что перевозчик обязан соблюдать интервалы движения, быть вежливым и т. д. Но договор можно просто разорвать и ездить без него.
Хорошо, что на федеральном уровне уже приняты поправки в законодательство, которые позволят ужесточить ответственность перевозчиков. Они вступают в силу с 2016 года. Если идти по пути ужесточения ответственности дальше, то перевозчики будут в обязательном порядке устанавливать системы ГЛОНАСС, работать строго по расписанию.
Приходится ждать из-за пробок
Марина СИНЯКИНА, председатель общественной организации ивановских перевозчиков:
- Я считаю, что на данный момент городская транспортная сеть отлажена: добраться можно до всех районов города. На остановках транспорта хватает. А интервал движения не всегда удается соблюсти по разным причинам: например, из-за пробок. Почти все маршрутные «газели», на которые раньше часто жаловались, сейчас заменены на автобусы категории М-2 с высокими потолками. Старых «газелей» на маршрутах осталось процентов двадцать.
Что касается больших, вместительных автобусов, то в период кризиса перевозчики не могут себе их позволить. Если «форд» стоит полтора-два миллиона рублей, то автобус – от трех миллионов. Надеюсь, что в обозримом будущем можно будет вести речь о приобретении автобусов. К сожалению, проблема и в городской дорожной сети: центральные улицы узкие, пробок на них не избежать.
У водителей низкая зарплата
Вера ДУБОВИК, водитель троллейбуса:
- Нужно как-то заставить газелистов соблюдать графики движения. У нас есть интервалы, мы их четко соблюдаем, не гоняемся за пассажирами, а маршрутчики устраивают гонки на дорогах, ездят не по правилам и создают аварийные ситуации… Притом что потребность в нашем виде транспорта велика, не все троллейбусы выходят на маршруты: сказывается нехватка кадров. Люди не хотят работать водителями троллейбусов из-за низких зарплат и высокой ответственности и требований. Москва под боком, там на той же работе платят куда больше.
Опасные гонки за прибылью
Илья ПИГАЛКИН, координатор регионального отделения Федерации автовладельцев России:
- Я езжу на личном автомобиле, поэтому могу видеть ситуацию только со стороны. Мы неоднократно обсуждали ее с руководителями транспортной отрасли города и области, и вот какой вывод напрашивается. На дорогах города ежедневно находятся 600-700 единиц пассажирского транспорта. Из них около сотни троллейбусов, остальные – маломерные транспортные средства: «газели», небольшие автобусы. Конечно, хотелось бы, чтобы в городе было больше крупных автобусов – а значит, меньше единиц транспорта в целом.
Естественно, в погоне за прибылью водители многих маршруток стараются опередить своих коллег, собрать больше пассажиров – отсюда и нарушения на дорогах, ДТП, пробки... Есть и кадровая проблема: водителей в городе не хватает, поэтому уволенные за нарушения маршрутчики не слишком переживают: их возьмет другой перевозчик. Хотя 40% нарушений ПДД, которые регистрирует наша организация, – со стороны водителей маршруток! Проезд на красный и езда по обочине для них в порядке вещей. Поэтому пассажиры и стараются пересесть на личное авто, машин становится больше, пробок тоже. Замкнутый круг...
Пассажиры не знают о графиках движения
Владимир КУЗЬМИН, декан автомобильно-дорожного факультета Института транспорта и транспортных технологий ИвГПУ:
- Одна из главных проблем ивановского общественного транспорта – большое количество нелегальных перевозчиков. Другая беда появилась не сегодня, а после перестройки, когда был разрушен общественный транспорт в его классическом виде. Отсюда и засилье маловместительных транспортных средств (М1, М2) на улично-дорожной сети. Если сравнивать с соседними городами – например, с Владимиром, – то там на порядок больше вместительных автобусов (М3).
Третий момент – неинформированность пассажиров о том, где находится нужный транспорт. Были попытки создать электронные остановки, но они закончились неудачно. Не хватает единого координационного центра, куда пассажиры могли бы обратиться с претензиями. В его функции должна входить и координация движения транспорта.
За нарушения нужно наказывать строже
Сергей РЯБЦЕВ, госслужащий (Иваново):
- Могу сказать, что основные проблемы в транспортной сфере областного центра – неисполнение перевозчиками взятых на себя обязательств и недостаточный контроль со стороны тех, с кем эти контракты заключены. Рассуждаю с точки зрения обычного пассажира (часто приходится ездить в маршрутках). До Богородского, например, после 7 вечера добраться нереально, хотя в графике движения указано, что маршрут работает до 22.00.
То же самое и с отдаленными районами: Курьяново, район меланжевого комбината и так далее. Вспоминаю такую историю… 19 января 2014 года. Мы с товарищами собирались на футбол. Крещенские морозы, ТЦ «Евролэнд», 7 вечера. На остановке приличное количество народа. Мы прождали транспорт, чтобы проехать до конца Куконковых, 40 минут! Причем в сторону Кохмы транспорт ходил. Ладно, мы – молодые парни. А мамы с детьми, которые тоже стояли на остановке?!.
Комитет по транспорту городской администрации должен следить за исполнением контрактных обязательств. К сожалению, сейчас этого не происходит. Нужно ужесточить меры, в том числе штрафные, за подобные нарушения.
Таким образом, большинство высказавшихся видит решение проблем в замене небольшого транспорта на крупногабаритные автобусы. Впрочем, все проблемы этот ход не решит. Сложности с кадрами, их отношением к работе и пассажирам заменой машин не исправить. В ближайшее время мы обязательно познакомим читателей с точкой зрения властей – муниципальных и областных. |