«Отказов от ранее забронированных туров на этой неделе не было, – рассказал нам директор по развитию ивановского турагентства «Сказка странствий» Алексей Рыжов. – Кто планировал отдых, тот благополучно улетел на море. Были и новые покупки туров в Египет, уже после катастрофы. Кстати, они подешевели за последнее время чуть ли не вдвое. Конечно, клиенты спрашивают, какая авиакомпания будет осуществлять рейс. С «Когалымавиа» мы больше не сотрудничаем. Во-первых, из этических соображений, вовторых, потому что из-за проверок у них возможны отмены и переносы рейсов».
Нет отказов от туров в Египет и в другой ивановской компании – «Дива-тур». Как сообщила ведущий менеджер турагентства Анна Орлова, постоянные клиенты ищут информацию об авиакомпаниях в Интернете, новые – расспрашивают менеджеров. «Осадок у людей остался, конечно. Но все понимают, что такие катастрофы происходят не каждый день и летать самолетами в целом безопасно», – говорит Анна. В «Диве-тур» спад цен на египетские направления тоже заметили, но не связывают его с катастрофой: просто сейчас в жаркой стране миновал пик сезона.
А вот в компании «Полосатый рейс» отмечают значительное снижение спроса на туры в Египет, но началось оно задолго до катастрофы. Директор компании Роман Бондарев связывает его скорее с банкротством авиакомпании «Транс аэро», а также с погодой. «Осенью спрос на египетские направления обычно падает, но в этом сезоне он упал очень значительно – в два раза по сравнению с прошлыми годами, – говорит Роман. – После крушения от туров никто не отказался, хотя среди тех, кто бронировал путевки в последнюю неделю, были люди, которые говорили: «Нам только не в Египет». Но таких было меньшинство. Я уверен, что в ближайшее время цены на египетское направление продолжат падать. Кстати, мало кто задумывается о том, что слетать примерно за те же деньги можно, например, в Индию. Но пока это считается экзотикой».
…Все три компании, куда мы обратились за комментариями, плотно сотрудничали с «Когалымавиа». И все они заявляли, что компания была достаточно сильной, нареканий к ней не было. Недавно даже вошла в тройку самых пунктуальных компаний России (это значит, что ее рейсы редко переносили и отменяли).
Но есть и противоположное мнение. «Мы летали в Турцию с семьей в начале октября, вернулись 14-го числа, – рассказала нам ивановка Александра (фамилию она просила не указывать). – Когда покупали путевку, спросили, с какой компанией летим. Нам ответили: «Когалымавиа»… Самолет оказался старым, обшарпанным, взлет и посадка были очень резкими. А когда взлетали в турецком аэропорту, кто-то обратил внимание на непонятный звук, раздающийся в салоне. Но долетели нормально, никаких ЧП не было. Когда узнали о крушении, были в шоке: у компании всего пять аэробусов этой марки, а мы летали именно на таком. Может, даже на том же самом самолете…»