Негуманное отношение к гуманитариям

27 октября 2015 11:11

Уже несколько лет в масштабах страны ведется реформирование системы высшей школы по западному образцу, вызывающее массу дискуссий. Недовольство слышится чаще всего со стороны преподавателей гуманитарных предметов: их образовательные программы сокращены в разы. В регионе эта тенденция особенно отчетливо прослеживается на примере ИвГУ.

Историки и филологи – «вторая категория»?

Примерно семь лет назад вышло распоряжение Минобразования, согласно которому число гуманитарных бюджетных мест в вузах сокращается на 4% в год. Его подписал замминистра Игорь Реморенко.

В ходе реформы высшей школы делается крен в сторону требований прикладной экономики. Поэтому больше бюджетных мест получают инженерные вузы, особенно те, которые имеют высокотехнологичные, инновационные направления.

В ТЕМУ
Депутаты Ивоблдумы вышли на федеральный уровень с инициативой о внесении изменений в федеральный закон об образовании. Проект предполагает обязательное трудоустройство по специальности выпускников бюджетных отделений. Выпускники, которые заключили договор о целевом обучении, по окончании вуза должны будут трудоустроиться в соответствии с распределением в организации сферы образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, соцзащиты и отработать не менее трех лет.

«У нас, как и во многих высших учебных заведениях страны, сокращается число бюджетных мест юристов, историков, филологов и некоторых других специальностей. При этом в них нет недостатка на математическом и физическом факультетах. Резкий прирост бюджетных мест (в два с половиной раза) наблюдается на биолого-химическом факультете», – поясняет первый проректор ИвГУ Владимир Назаров.

Наиболее болезненно ситуация отразилась на образовательных программах по истории и филологии. Для администрации вуза она вырастает в проблему сохранения преподавательских кадров, научных школ, которые развивались на отличном научном базисе.

Конкурсный секрет

«Меняется и структура набора, – конкретизирует Владимир Назаров. – Например, по тем же филологическим и историческим образовательным программам растет число магистерских учебных мест за счет бюджета. Наблюдается своеобразная компенсация: бакалаврских мест стало меньше, а магистерских – больше. Тем самым вузы, подобные нашему, подталкиваются к развитию магистерского, наукосвязанного образования. В программах есть исследовательский компонент, который выливается в диплом магистра».

Распределением бюджетных мест по вузам занимается Министерство образования. Регион и руководство ИвГУ ежегодно отправляют заявки в министерство по всем образовательным программам в должном количестве, но федералы решают по-своему.

Иностранцы – не конкуренты

Реформы заставляют идти в ногу с ними и диктуют определенные требования: в штатном расписании вуза учли нагрузку на «биохим». К обучению на матфаке более широко стали привлекать представителей других регионов – прежде всего Российской Федерации, но есть и программы, связанные с обучением студентов стран СНГ. Последние не становятся конкурентами для наших студентов, идут по своим квотам. Но обучаются иностранцы за счет консолидированного бюджета родной страны и России.

Существует программа «Помощь соотечественникам». Представители русскоязычных диаспор зарубежных стран поступают в ИвГУ с преференциями. В последние три года в университете обучалось от 30 до 50 таких студентов из Латвии, Эстонии, Монголии, Украины.

Хочешь быть грамотным? Плати

Впрочем, реформы касаются не только студентов-бюджетников. Поднявшиеся цены не порадовали тех, кто учится на коммерческой основе. Но сам вуз поднимает их только в пределах роста инфляции. Дело в ином.

Одна из генеральных стратегий министерства: образование должно иметь материальный эквивалент. Ведомство определяет смету расходов на содержание бюджетного студента, куда входят все виды трат, включая коммунальные платежи. А по теперешним правилам обучение коммерческого студента не может стоить дешевле обучения бюджетника. Для вузов устанавливают ценовые нормативы, и руководство не имеет права выставлять цену ниже государственной. Стоимость дифференцирована только в зависимости от образовательной программы.

С недавних пор произошли изменения и в целевом наборе. Юридические факультеты теперь не имеют целевиков со стороны правоохранительной системы и ее структур. Будущие полицейские поступают в специализированные учебные заведения.

Организация, направляющая абитуриента на обучение для целевого набора, теперь не просто содействует его трудоустройству после выпуска, как было раньше, а обязуется трудоустроить выпускника. Это прописано в договоре.

Не остаться бы без педагогов

По данным департамента областного образования за 2014 год, в регионе трудятся 5250 учителей, 14,2% из них – молодые специалисты (в 2013 году их было 11,7%). Тенденция, казалось бы, положительная, но нужно учитывать лукавство цифр. Процентная доля молодых может расти вместе с численностью преподавательского корпуса, а может – за счет сокращения общего числа педагогов...

Главное опасение – не останется ли область без учителей русского и иностранного языков, а также истории. Владимир Назаров разделяет тревогу: «Если учитывать возраст преподавателей, которые трудятся в системе общего образования, то пока еще не очень отчетливые признаки преподавательского кризиса в ближайшее время станут очевидны. Сейчас за счет лиц предпенсионного, пенсионного возраста эта проблема нивелируется. Но через несколько лет, когда эти люди уйдут на пенсию, а постоянного притока молодых педагогов не будет, это станет серьезной проблемой».

ЦИФРЫ
В 2014 году на бюджетное отделение филфака и факультета РГФ набирали 37 человек, в 2015-м – 21. В 2016 году будут набирать 11 студентов. На истфак, соответственно, в прошлом году было набрано 10 студентов, в этом году – ни одного, в 2016-м вновь наберут 10.

Директор регионального центра оценки качества образования Ольга Вилесова приводит другие цифры: «Сокращение числа педагогов и, соответственно, бюджетных мест связано и с сокращением числа выпускников школ. Если в регионе в 2005 году было порядка 10 тысяч выпускников, то в 2015-м – около 3700 (детей рождается меньше). За десять лет – снижение более чем в два с половиной раза. Но уже в 2016 году их будет больше, то есть вырисовывается тенденция к увеличению числа выпускников. В этой связи сокращение бюджетных мест может иметь серьезные негативные последствия, особенно для такого предмета, как история, где может появиться обязательный экзамен».

Интересно, что даже при небольшом количестве выпускников-бюджетников не самая большая часть из них идет работать в школы. Около трети историков и филологов трудоустроились в школы, выпустившись в 2014 году, в 2015-м – 21% (данные на июнь этого года).

Владимир Назаров подчеркивает, что факультеты университета не обеспечивают и никогда не обеспечивали полную потребность в молодых учителях, потому что их программа специализирована, а педагогическое образование – дисциплина дополнительная. Главная кузница учительских кадров региона – Шуйский филиал ИвГУ, который пока не так сильно затронут реформами. В этом году филиал получил 144 бюджетных места педагогической направленности.

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей