Юность по уставу

13 октября 2015 12:27

Как живут мальчишки, которые домашнему уюту предпочли жизнь в казарме

Из-под бабушкиного крыла – в суровые армейские будни

У этих парней нет прошлого. Точнее, они сами предпочитают о нем не вспоминать, ведь там практически не было ничего светлого. Как правило, пьющие родители, которых лишили права воспитывать детей, сомнительные друзья и подворотни… Но здесь, в воинской части, они начинают жизнь с чистого листа и гордо носят звание воспитанников, сынов полка. Сегодня их в Шуйской ракетной бригаде пятеро.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1998 году в воинские части было разослано обращение министра обороны Игоря Сергеева к офицерам. В нем говорилось, что в стране сложилась тяжелая ситуация с безнадзорностью. Тогда во многих частях решили брать на перевоспитание сложных детей. Не стала исключением и Кинешемская бригада радиационной, биологической и химической защиты. Но из-за постоянного переподчинения бригады существование взвода воспитанников оказалось под угрозой. В 2012 году удалось найти компромисс и детей перевели в Шуйскую ракетную бригаду.

Лёше Курганову только исполнилось 16 лет, во взводе он живет всего месяц – так сказать, новобранец. Решение сменить свою жизнь под опекой бабушки на суровые армейские условия парню далось с трудом. «Я думал об этом всё лето. Бабушка настаивала, говорила, что пора становиться самостоятельным. И я решился», – рассказывает воспитанник Курганов. Теперь он гордо показывает золотистую букву «В» на погонах, рассказывает, как удобно носить военную форму и высокие армейские ботинки. Но еще месяц назад всё это казалось ему непривычным. Особенно сложно было начинать жить по строгому распорядку дня.

На часах 6.30, и ты уже слышишь: «Взвод, подъем!». На подготовку к утренней зарядке – 10 минут. За это время нужно проснуться, встать, умыться, надеть спортивный костюм по погоде и выбежать на улицу. После зарядки – заправить кровать по-военному, чтобы ни складочки не оставить, подготовить школьный рюкзак к утреннему осмотру – старшина лично проверяет готовность к урокам.

«На завтрак нам обычно дают кашу и творог. Для нас, воспитанников, сделали особый рацион, как у курсантов суворовских училищ: дают больше молочных продуктов и фруктов. В остальном мы едим то же, что и остальные солдаты», – докладывает Алексей Курганов. Так, на обед у парней шведский стол – как минимум два первых и вторых блюда на выбор, да еще и салат-бар, где каждый может сделать себе салат по вкусу.

Все ребята учатся в шуйской школе № 8. Директор Марина Перлова называет воспитанников визитной карточкой своего учебного заведения. К слову, учатся «сыны полка» по-разному: кто-то старается не получать троек, а у некоторых в дневниках и двойки не редкость. Но у каждого, кто приходит во взвод, успеваемость идет в гору.

Хромает в основном иностранный язык. Больше всего не повезло воспитаннику Руслану Марычеву: он учит французский и на помощь ему в освоении языка не могут прийти даже офицеры. Зато физкультура и технология у всех ребят идет на ура. А иначе и быть не может: как-никак армейцы, хоть пока и с буквой «В» на погонах.

Все мечтают быть военными, один станет учителем

Выполнению домашнего задания во взводе воспитанников уделяют большое внимание. Контроль за этим ложится на плечи командира взвода воспитанников – Дмитрия Кудрявцева. Его парни уважают, иногда побаиваются, но считают добрым и справедливым. Дмитрий Николаевич – бессменный наставник с самого основания взвода. Через свое сердце и жизнь он пропустил свыше 50 ребят, он уже знает, как и с кем себя вести, где построжничать, где похвалить, кого выслушать и помочь советом. «Здесь нет никаких хитростей. Главное в общении с ребятами – индивидуальноличностный подход», – говорит Дмитрий Кудрявцев.

Лёше Курганову пришлосьпривыкать не толькок армейским условиям,но и к новой школе.

Командир помнит каждого воспитанника, знает, кто и кем стал после выпуска во взрослую жизнь. А большинство из них сделали военную карьеру, создали семью, но о взводе никто не забывает. «Мы пытаемся принимать участие в судьбе воспитанников, даже тех, кто уже выпустился. Двое учатся в Михайловской военной академии – один уже сержант, – не без гордости говорит командир Шуйской ракетной бригады Владимир Оврашко. – Школа, что мальчишки здесь прошли, им в жизни пригодилась».

Практически каждый воспитанник после такой армейской школы мечтает стать военным. Но есть и исключение: один из парней уже готовится стать педагогом.

За колбасу – пиши объяснительную

На территории части в скором времени появится новая казарма для воспитанников. Там будет и комната отдыха, и спортзал с тренажерами, класс самоподготовки, чайная и душевая комнаты, хотя все эти помещения есть у ребят и сейчас. В отдельно стоящем корпусе уютно и очень чисто: шутка ли, каждый день ребята по очереди наводят порядок, а по субботам делают генеральную уборку. В спальне просторно, у каждого кровать, тумбочка. Всё одинаковое. Поэтому и конфликтов из-за бытовых условий у парней не возникает – им нечего делить, даже тапочки у них подписаны по номерам. Душ, стиральная машина, моющий пылесос – всё как в армейской казарме. На зеркале висит табличка «Заправься!». Воспитанники знают строевой устав наизусть, даже из школы они идут в ногу. Говорят, не специально – так само получается.

ИНТЕРЕСНАЯ СУДЬБА
Как рассказал командир взвода воспитанников Дмитрий Кудрявцев, все парни, прошедшие их армейскую школу, по характеру примерно схожи. Выделялся среди них разве что творческий и непосредственный Илья Курганов. Еще во взводе он писал стихи, рисовал. А после выпуска уехал в Москву учиться в институт на кафедру графики и дизайна. Сейчас он пишет картины, а несколько лет назад выпустил автобиографическую книгу «Взвод».

Но дети есть дети, и даже среди воспитанников возникают драки, имеются провинности. Из-за них и еще из-за плохих отметок в школе воспитанник лишается увольнения – возможности в выходные отправиться домой, к опекунам. «У меня хранятся все объяснительные воспитанников разных лет. Вот например: «Я, NN, после отбоя в 23.40 встал с кровати и пошел на кухню есть колбасу. После чего вернулся в расположение. Вину свою признаю», – улыбается Дмитрий Кудрявцев.

Командир взвода воспитанников хранит все документы, все фотографии, все записки своих подопечных. Он мечтает написать книгу о годах, проведенных с ребятами. Ведь каждый парень, прошедший такую школу, нашел себя в жизни. А как сложилась бы судьба ребят вне этих стен, остается только догадываться…

Следить за своим внешним видом парни учатся самостоятельно.

Заправить кровать по-армейски не так-то просто.

Читайте также
В Палехе овчинный промысел был привлекательнее росписи шкатулок
Стирайте по ночам и избегайте импульсивных покупок
Как стать "Умнее всех"