На сегодняшний день рассчитанные нормы времени приема у врачей носят рекомендательный характер. Определенный хронометраж получили семь видов специалистов: в их числе педиатры и терапевты, неврологи и гинекологи, офтальмологи и лоры, а также семейные врачи. На очереди – кардиологи, эндокринологи и стоматологи, которым время приема пока не прописали. Со следующего года нормы появятся в отношении фтизиатров, дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов.
«Эти нормы прорабатывались и раньше – несколько лет назад Минздрав устанавливал среднее время приема пациента в 15 минут. На практике это действительно самое оптимальное время. Затем стали рассматривать возможность сократить прием до 12 минут, что вызвало бурные дискуссии в профессиональных кругах. Хорошо, что сокращать нормативы не стали», – считает заместитель главврача ивановской больницы № 3 Галина Абдуллаева. По ее словам, несмотря на временные расчеты, четко соблюдать эти нормы на практике невозможно: кому-то требуется просто закрыть больничный, а кто-то приходит с серьезным заболеванием. Естественно, врач не будет выгонять пациента, если нормативное время истечет.
«По сути, эти нормы ни на что не влияют – они просто немного дисциплинируют и врача, и пациента. Кстати, с этим хорошо справляется и электронная запись на прием – столпотворений у кабинетов не наблюдается», – говорит Галина Владимировна.
КСТАТИ |
Нормы приема, утвержденные Минздравом: • офтальмологи – 14 минут • терапевты и педиатры – 15 минут • оториноларингологи – 16 минут • семейные врачи – 18 минут • неврологи и гинекологи – 22 минуты В указанное время включены 5-7 минут, необходимые на заполнение бумажной и электронной больничной карты, выписывание рецептов. Повторное посещение врача-специалиста – 10-15 минут. |
Дисциплинированностью пациентов, однако, не могут похвастать районные поликлиники. У сельских жителей немного другой распорядок: они привыкли занимать очередь с раннего утра и буквально пробиваться к нужному специалисту. Во второй же половине дня коридоры поликлиник пустеют.
«Это тоже нужно учитывать при соблюдении нормативов. Все-таки пациенты в районах здорово отличаются от городских. Кроме того, необходимо учитывать тяжесть больных, их поводы визита к врачу. Мы ведь работаем не с механизмами, а с живыми людьми. Бывает, что повторный прием, на который по нормативам выделяется меньше времени, может быть намного серьезнее первичного», – говорит главврач Кинешемской ЦРБ Сергей Аминодов.
С особой опаской воспринимают информацию о временном врачебном лимите пациенты. Особенно пенсионеры. «Я хожуто с трудом, а у того же терапевта нужно раздеваться. Конечно, 15 минут вряд ли хватит. Мне ведь еще и по выписанному рецепту нужно что-то уточнить, спросить», – считает 72-летняя ивановка Галина Соколова.
Между тем молодые пациенты таких ожиданий в очередях предпочли бы избегать. «Ходили с ребенком к участковому педиатру в сезон простуд. Все дети сидели в душных коридорах, а наш участковый каждого принимал минут по 30. В итоге мы до 8 часов вечера ждали своей очереди, хотя прием должен был завершиться в семь. Здесь нормативы нужно вводить не на время приема, а на количество врачей на участке», – считает молодая мама Светлана Корнилова. Однако в целом, по данным территориального органа Росздравнадзора, за последние годы жалоб от пациентов на ограниченное время приема или же, наоборот, на его затягивание не поступало.