Детей не учат, а натаскивают
Первенствовала на математической олимпиаде 2015 года сборная США с пятью золотыми медалями. Россия же не попала в общекомандном зачете даже в двадцатку сильнейших. Что же случилось у нас с математическим образованием, которое более 70 лет удерживало мировую пальму первенства? Многие специалисты склонны винить в этом пресловутый Единый государственный экзамен.
- Я считаю, что мы начали скатываться в «математическую яму» после того, как в России был введен ЕГЭ, – говорит преподаватель математики и физики с 45-летним стажем, а теперь пенсионер Владимир Баранов. – И проблема даже не в самом экзамене, не в его структуре, а в головах педагогов, которые к этому экзамену готовят, в самой системе образования. К сожалению, сегодня математике в школе не учат – детей натаскивают на математику так же, как собак на определенные запахи и звуки. Многие учителя уверены, что чем больше однотипных заданий ученик прорешает перед экзаменом, тем больше вероятность, что он успешно решит такое же задание на ЕГЭ. Но когда условие хотя бы немного меняется, если вопрос слегка переформулирован, то дети впадают в ступор. Школьники больше не понимают суть теорем, формул, определений. Они механически подставляют цифры в уравнения и формулы. Что уж говорить о задачах на логику, где нужно включать абстрактное мышление…
Очевидно, свою негативную роль играет и шумиха в прессе, которая начинается примерно за полгода до каждой экзаменационной кампании. Когда чиновники от образования начинают рассказывать об очередных драконовских мерах, которые они «в целях обеспечения объективности результатов» собираются ввести во время сдачи экзаменов, то у многих детей развивается невроз. Это подтверждают и родительские рассказы.
- В этом году мы сдавали математику на профильном уровне, – рассказала мама выпускника ивановского лицея № 67 Елена. – Вообще-то сын всегда любил этот предмет, обожал решать задачки на логику, но тут его как будто подменили: где-то за полгода он начал твердить, что ничего не успевает. И оставшееся время он занимался прорешиванием прошлогодних заданий по ЕГЭ. Он очень переживал, что не доберет баллов и не поступит в выбранный вуз. Под конец даже спать нормально перестал, так что нам даже пришлось обратиться к неврологу…
Образы Эйнштейна и Лобачевского уже не привлекают
Конечно, ЕГЭ – это лишь один из многих факторов, который влияет на данную сферу. Корни проблемы лежат намного глубже. В 2013 году в России была разработана новая концепция математического образования. Ее авторы указывают на три основных негативных фактора. Первый – это низкая мотивация школьников и студентов при изучении математики, что в свою очередь вызвано недооценкой этой науки в российском обществе. Лозунг 90-х годов «Даешь всеобщую гуманизацию образования!» сыграл с нами злую шутку: сегодня все хотят быть менеджерами или юристами, образы Эйнштейна и Лобачевского мало кого привлекают.
Причина вторая – само содержание математического образования, непродуманность программ, оторванность от современной науки и практики, а также игнорирование способностей учащихся в школе, где средний учитель ориентируется на среднего ученика. И мало у кого из педагогов, учитывая переполненные классы и огромное количество бумажной работы, хватает времени и сил, чтобы действовать по-другому.
Но самая главная проблема кроется в катастрофической нехватке кадров – и в вузах, и в школах. Преподавателей с опытом и хорошим багажом знаний практически не осталось. В основном это люди уже преклонного возраста, которые вот-вот уйдут на заслуженный отдых. А современные выпускники вузов в большинстве своем не отвечают квалификационным требованиям и профессиональным стандартам – это показал мониторинг, проведенный в рамках подготовки концепции.
- Недавно прочитал в журнале «Военное обозрение» такую фразу: «Скоро, чтобы разобраться в китайских компьютерах, нам придется выписывать китайцев», – говорит Владимир Баранов. – Там речь шла о низком качестве подготовки наших военных специалистов, но, думаю, это касается и системы образования в целом. Если мы что-то срочно не изменим, не предпримем каких-то действий, то система подготовки специалистов-математиков высокого класса очень скоро прикажет долго жить…
В 9-м классе списывают, на ЕГЭ теряются
В этом учебном году 50 выпускников Ивановской области не сдали экзамен по математике и, как следствие, не получили аттестат об окончании школы. Этот факт, несомненно, стал настоящей трагедией для семей этих ребят. Но мало кто задумывается, что это трагедия и для региона в целом: ведь в прошлом году таких детей было в два раза меньше.
Впрочем, были в области и выпускники, набравшие на экзамене по математике 100 баллов. И вот что интересно: все стобалльники-математики уже третий год подряд – выпускники ивановского лицея № 33. Именно это образовательное учреждение показывает самые высокие результаты. Значит, не во всех школах натаскивают на решение однотипных задач?
По словам преподавателя математики лицея, заслуженного учителя Надежды Колоколовой, секрет прост: здесь созданы все условия, чтобы каждый ребенок мог успешно развивать свои математические способности. И один из секретов – это профориентация школьников начиная с 8-го класса. Разделение на профили в среднем звене (а не в старшем, как это практикуется в большинстве школ) становится залогом того, что ребенок целенаправленно идет к своей цели. Кроме того, в лицее создана целая система привлечения школьников к занятиям математикой: это и кружок «Юный математик», и развитое внутришкольное олимпиадное движение, и четко выстроенная система мониторинга, при которой отстающих ребят «отлавливают» в самом начале, пока они еще не запустили предмет.
- В занятиях математикой должна быть система, – говорит Надежда Колоколова, – ведь недаром великий российский ученый Михаил Ломоносов говорил, что «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Но в системе образования как раз с этим сейчас беда. За последние годы несколько раз менялись образовательные программы, а это сильно сбивает с толку учителей. Каждый раз им приходится заполнять кучу документов, что не способствует творческому подходу к работе. Кроме того, вызывает возмущение и разница подходов к сдаче ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. На девятиклассников мы смотрим сквозь пальцы, нет такого жесткого контроля на экзаменах. Поэтому многие из них готовятся спустя рукава, нередко списывают, в результате получают пробелы в знаниях. На ЕГЭ же списать невозможно, и они теряются…
В Ивановской области сейчас разрабатывается собственная концепция, а точнее план мероприятий по повышению качества математических знаний в средней школе. В комиссию по разработке документа входят учителя, методисты, представители высшей школы, чиновники. Некоторые предложения комиссии уже внедряются в жизнь: так, с нового учебного года школьники среднего звена будут изучать математику на час больше.
Но сумеет ли Россия вернуть себе былую славу математической супердержавы? Большой вопрос…