Пучежане закрывают свалку пять лет
Жители Пучежского района на прошлой неделе в очередной раз жаловались на свалку бытовых отходов у деревни Лихуниха неподалеку от Пучежа. Она то и дело воспламеняется, и окрестные населенные пункты задыхаются в зловонном дыму. Жители Косолапихи (к слову, не самой ближней к свалке деревни) сообщили, что при очередном возгорании мусора дым распространился на километры, видимость не превышала пары десятков метров. Только в июне пожарные тушили свалку три раза. Все обращения в администрацию района и Роспотребнадзор, по словам жителей, остаются без внимания.
Глава администрации Пучежского района Михаил Мартюнин рассказал, что на территории района ежегодно образуется около 10,5 тысячи кубометров ТБО и приравненных к ним отходов 4-5-го класса опасности. Свалка действует с 1954 года. «Понятно, что она не соответствует современным нормам. В 2009 году Пучежский районный суд обязал администрацию района разработать проект рекультивации свалки и закрыть ее. Но до сих пор проект не завершен, так как данный участок принадлежит областному комитету по лесному хозяйству», – рассказал Михаил Мартюнин.
Для проведения государственной экологической экспертизы проекта администрация района провела межевание участка и поставила его на кадастровый учет. Суд не раз шел навстречу местной власти и давал отсрочку для рекультивации свалки. Последний срок ее ликвидации определен до 1 ноября.
На рекультивацию свалки требуется около 16 миллионов рублей. На строительство нового полигона ТБО – еще около 50 миллионов. «Бюджет района высокодотационный и необходимых средств не имеет. Пучежский район находится далеко от действующих в регионе полигонов. Поэтому после закрытия свалки тарифы на сбор и вывоз ТБО как для населения, так и для предприятий возрастут», – прогнозирует Михаил Мартюнин.
По его словам, решить проблему можно, только включив эти мероприятия в областную программу «Охрана окружающей среды». Но пока такого решения нет.
Новых полигонов на всех не хватает
Ситуация в ряде других муниципальных образований схожа с пучежской. На посвященном этой проблеме заседании областного правительства губернатор Павел Коньков отметил, что на неудовлетворительное положение в этой сфере помимо пучежан жалуются жители Фурманова и Вичугского района. Местные власти к тому же слишком медленно ликвидируют несанкционированные свалки. Их в области только в этом году выявлено уже 305, из них ликвидировано 257.
Руководитель областного управления Службы по надзору в сфере природопользования Максим Левин отметил, что большие проблемы с мусором также в Юрьевецком, Лухском, Ильинском, Верхнеландеховском и Пестяковском районах. Первые три, по его словам, используют старые свалки. Другие возят мусор в соседние районы, в частности на палехский полигон.
Первый замдиректора департамента ЖКХ Алексей Ястребов сообщил, что на территории региона ежегодно образуется около 400 тысяч тонн твердых бытовых отходов. В области сохраняется 31 место захоронения отходов, суммарной площадью около 113 гектаров. Многие объекты не соответствуют современным нормам: не организован учет отходов, принимаемых на захоронение, не соблюдается технология их утилизации, не везде обеспечена охрана свалок в ночное время.
И.о. начальника департамента природных ресурсов и экологии Александр Петелин отметил, что в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) на сегодняшний день вошли только 14 объектов, расположенных в регионе. Остальные представляют собой свалки без каких-либо элементов защиты для окружающей среды. По сути, работать они не должны, так как с 1 августа 2014 года в России действует запрет на размещение отходов производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО. Но вывоз мусора на них порой продолжается, ведь зачастую иначе девать его просто некуда.
В десяти районах свалки закрыты по решению суда и подлежат рекультивации. Но за последние годы она нигде не проведена. Решения судов практически не исполняются, так как на ликвидацию одной старой свалки в среднем из бюджетов районов требуется около 40 миллионов рублей, не считая 5-6 миллионов на разработку соответствующего проекта.
Перерабатывать отходы начнут уже в этом году?
Основным документом, определяющим направление развития отрасли обращения с отходами в регионе, стала разработанная департаментом ЖКХ в 2011 году долгосрочная инвестиционная программа на 2012–2020 годы, реализуемая в связи с высокой дотационностью региональной казны только за счет внебюджетных источников.
На первом этапе (2012–2014 годы) предполагалось сформировать региональную систему размещения твердых бытовых и промышленных отходов. Основным результатом должен был стать переход от множества мелких муниципальных свалок к ограниченному числу межмуниципальных полигонов ТБО.
Как отметил Алексей Ястребов, с 2012 года для этого нашелся только один инвестор – Ассоциация предприятий сферы управления отходами Ивановской области. К сегодняшнему дню созданы межмуниципальные полигоны «Кочнево» в Шуйском районе и «Тарасиха» в Кинешемском. Каждый из них удовлетворяет потребности в утилизации отходов не только своих, но и соседних районов. На первом этапе инвестор вложил около 200 миллионов рублей. Средства также были направлены на модернизацию процессов сбора и вывоза мусора с улиц Шуи, Кинешмы и Комсомольска. Организована мусороперегрузочная станция в Фурманове, закуплены специальные автомобили и контейнеры.
Часть средств направили на ремонт контейнерных площадок и ремонтно-восстановительные работы на действующих полигонах ТБО.
Директор областной ассоциации предприятий сферы управления отходами Павел Попов сообщил, что в Иванове продолжаются подготовительные работы к строительству мусороперерабатывающего завода. Он пообещал, что оно начнется во второй половине августа. Ориентировочный срок окончания стройки – декабрь. То есть завод обещают построить буквально за 3-4 месяца.
К слову, проблему Пучежского района Павел Попов предложил решить так: «Если мы сделаем один большой кустовой межмуниципальный полигон для Пестяков, Луха, Ландеха и Пучежа и поставим там компакторы, то для муниципалитета это обойдется вообще бесплатно. Практически казна района выделит средства только на рекультивацию старых закрытых полигонов».
Максим Левин настроен более скептически. По его словам, инвестиционная программа не выполняется, а ее стратегия не отвечает реалиям времени. На втором этапе (2015–2020 годы) предусматривается полный переход от захоронения и складирования отходов ТБО к их использованию в качестве полезного вторсырья. Для этого планировалось построить три мусороперерабатывающих завода, которые должны производить тепло- и электроэнергию, делая процесс утилизации прибыльным.
«Полагаю, что идея второго этапа сегодня является утопической. Мусороперерабатывающие заводы, генерирующие тепловую и электрическую энергию, необходимо строить вблизи от потребителя этих ресурсов, то есть у населенных пунктов. А это требует безусловного исполнения требований экологического законодательства. Вряд ли бюджетных ресурсов и средств частных инвесторов в ближайшие пять лет будет достаточно, чтобы реализовать такие проекты. Ведь сегодня мы не можем соблюдать элементарных требований экологической безопасности на существующих полигонах», – сказал Максим Левин, призвав на данный момент «заняться существенной корректировкой инвестиционной программы».
Губернатор дал поручение чиновникам для нормализации положения в сфере обращения с ТБО изменить стратегию развития этой отрасли в регионе, завершить разработку территориальной схемы (откуда и куда везти мусор, где складировать и утилизировать и т.д.). С 1 января 2016 года полномочия по организации процесса управления отходами переходят от муниципалитетов к регионам. Это и другие изменения федерального законодательства требуют от региональных и муниципальных властей подготовки новых нормативных документов и целого ряда мер.
Справка «ИГ»
Чем полигон отличается от свалки
Полигон – это объект строительства, сооруженный в соответствии с проектом, на нем реализованы технические решения природоохранного характера. Например, противофильтрационный экран, который в наших условиях чаще всего делают из глины, а также сеть наблюдательных скважин за качеством подземных вод в окрестностях полигона и др. А свалки – это земельные участки, отведенные для захоронения ТБО органами местного самоуправления большей частью еще в 70–80-х годах прошлого века. Сегодняшним требованиям экологической безопасности такие свалки не соответствуют.