Вместо тренировки – занятие с репетитором
Тренеры по самым разным видам спорта бьют тревогу. Изза большого количества уроков, непомерного объема домашнего задания, занятий с репетиторами дети пропускают тренировки, а то и вовсе бросают спортшколу.
«Тренировки для учеников первой смены у нас начинаются с 15 часов, так к этому времени из школы нередко даже пятиклассники не успевают. Хотя у них вроде и уроков быть много не должно, – говорит замдиректора 8-й областной спортшколы Алла Бутова. – И корректировать график занятий мы особо не можем: получится, что днем залы у нас будут простаивать, а вечером мы окажемся не в состоянии принять всех детей. К тому же по СанПиНу мы не имеем права проводить тренировки с детьми после восьми часов вечера».
Даже если дети и не опаздывают на тренировки, то после большой школьной нагрузки на спорт у них не остается сил. «Сейчас у ребят по 7, а то и по 8 уроков. На тренировку они приходят уже измотанными. О каких высоких результатах здесь можно говорить?! – сетует тренер ведущих кинешемских прыгунов в высоту Николай Кузинов. – Они у нас в зале только по часу отходят от школьных нагрузок. А когда приходят домой, некоторые еще сидят до двух часов ночи и делают уроки».
«Родители сегодня уже психологически настроены на то, что без занятий с репетиторами их ребенок учиться не сможет. Репетиторы обычно приходят вечером, как раз когда у детей тренировки, – говорит директор 4-й областной спортшколы Лариса Лазаренко. – Сейчас у детей много времени уходит на домашнее задание. В школе постоянно задают готовить рефераты. А родители нередко стращают ребенка: получишь двойку – не пойдешь на тренировку».
Похожим образом поступила мама одной из баскетболисток. По настоянию родительницы девушка забросила спорт школу, взялась за учебу. Она действительно стала получать одни пятерки. Но набрала вес и уже вряд ли сможет заниматься любимой игрой на прежнем уровне…
На сборы – с тетрадями
Впрочем, не все тренеры склонны драматизировать ситуацию. Как отмечает директор 6-й областной спортшколы Владимир Чугунов, многое зависит от того, как далеко находится спортшкола от места проживания ребенка. «Тем, кто не живет в шаговой доступности, действительно непросто всё успеть».
Президент областной федерации прыжков на батуте Ирина Голубкова уверена, что очень многое зависит от позиции родителей. С теми из них, кто мечтает о высоких результатах для своих детей, проблем не возникает. «Я уверена, что спортсмены – более дисциплинированные ученики, чем обычные дети. Некоторые учителя думают, что раз они из-за соревнований пропускают занятия, то и ничего не учат. Но ведь спортсмены берут в дорогу учебники. Они вынуждены более тщательно планировать свой учебный процесс, не откладывают уроки на потом, как это порой делают их одноклассники из-за лени».
Не было проблем с учебой и у чемпиона мира по прыжкам на батуте среди юниоров Дмитрия Зенкина, который окончил одну из самых сильных по уровню образования школ – 35-ю. «Удавалось успевать и в спорте, и в учебе. Педагоги шли навстречу. Приходилось самому осваивать школьную программу на сборах».
ЕГЭ оставил дома всю команду
Дмитрию Зенкину повезло, что ему не пришлось сдавать ЕГЭ (а ГИА прошла в тот период, когда у гимнаста не было ни соревнований, ни сборов). Обычно же совмещение госэкзаменов со спортивным календарем – головная боль для всех тренеров. И жертвовать приходится чаще всего именно спортом.
Совсем недавно ивановская команда легкоатлетов отказалась от поездки на первенство ЦФО в Смоленск. «Ведущие легкоатлеты в эти сроки сдавали ЕГЭ и просто не могли участвовать, – поясняет директор 6-й областной спортшколы Владимир Чугунов. – Понятно, что с такой же проблемой столкнулись и спортсмены из других регионов. Очевидно, в Смоленске выступали лишь те, кто живет недалеко от места соревнований. И такие накладки у нас каждый год». Подогнать календарь под нужды образовательного процесса тоже очень сложно – слишком много проводится соревнований у легкоатлетов.
В свое время «ИГ» уже писала, как один из наших ведущих биатлонистов Евгений Захватов приехал на Спартакиаду учащихся ЦФО прямо в день гонки – после бессонной ночи в поезде, где ему досталось не самое комфортное место. Понятно, что выступить в свою силу он уже не мог. А всё потому, что соревнования практически совпали с написанием сочинения, без которого не допускают к ЕГЭ.
Экзамен может стать серьезной помехой, даже если ехать никуда не надо. «Отбор на финал Спартакиады учащихся по баскетболу проходил в Иванове как раз в дни проведения ЕГЭ. Понятно, что на площадке девчонки не могли не думать о том, сколько же баллов они получили. Это явно отвлекало их от игры, – рассказывает директор 4-й областной спортшколы Лариса Лазаренко. – А у одной из наших лидеров вообще ничего не получалось. Мы не могли понять, в чем дело. Позже выяснилось, что девочка не сдала ЕГЭ по обществознанию. Всё это сказалось в ключевом для нас матче, который мы уступили».
До появления Единого госэкзамена тренеры могли содействовать своим лучшим ученикам при поступлении в вузы. Родители тогда были спокойны, зная, что их ребенок и в спорте преуспеет, и высшее образование получит. Сейчас же всё решает ЕГЭ, человеческий фактор сведен к минимуму.
Денис Фомин – из спортивного класса
В качестве выхода из данной ситуации специалисты, в частности, видят организацию занятий на базе самих школ. И многие спортивные школы идут по этому пути. «Однако надо понимать, что спортзалы в школах тоже перегружены, а многие из них не соответствуют даже минимальным требованиям, необходимым для подготовки спортсменов», – говорит Владимир Чугунов.
Еще не так давно в школах создавались спортивные классы. У таких воспитанников спортшкол было гораздо меньше проблем с учебой. Однако эта традиция уходит в прошлое. В прошлом году в 64-й ивановской школе выпустился последний класс ребят, занимавшихся футболом в 1-й областной спорт школе «Текстильщик». Дети тренировались два раза в день, что невозможно представить в обычных условиях. Теперь таких спортклассов не осталось. «Во многом это связано с возросшей дифференциацией уровня ивановских школ, – говорит директор спортшколы Василий Горощук. – Дети начинают заниматься футболом и в 10 лет, но какой родитель захочет переводить ребенка из престижной школы в ту, где есть спортивный класс? Уверен, что если ребенку интересен футбол, да к тому же он чувствует заботу со стороны спортшколы, он никогда не бросит тренировки. И сможет совместить их с любыми учебными нагрузками». Об эффективности же спортивных классов можно говорить поразному. Так, ивановский футболист Александр Щаницын – единственный из своего набора, кто добился высоких результатов (играл в Премьер-лиге). Однако он в спортклассе не учился. А вот Денис Фомин, который сейчас играет в Премьер-лиге, наоборот, из такого класса.
«Такое ощущение, что общеобразовательная школа и спортшкола сегодня решают разные задачи, перетягивая детей друг у друга, – говорит замдиректора 8-й областной спортшколы Алла Бутова. – Я думаю, проблема начнет решаться тогда, когда все мы начнем считаться с интересами детей».
КОММЕНТАРИЙ |
Светлана ГОРОШКО, начальник управления общего образования департамента образования: - Учебная нагрузка в школе не изменилась с советских времен. Дети проводят в школе столько же часов, сколько и раньше. Нормами регламентируется и объем домашнего задания, который также не изменился. Но нам действительно поступает информация, что дети перегружены учебой. Во многом это связано с позицией родителей, которые ориентируют своих детей на высокие достижения, хотят, чтобы они добились успехов в обществе, были разносторонне развиты. В последнее время массовый характер приобрело репетиторство. Сторонних специалистов родители привлекают даже для учеников начальной школы. Но зачем эта лишняя нагрузка? Школа обязана качественно подготовить ученика, в том числе и к ЕГЭ, без посторонней помощи. Возможно, родители идут на это ради подстраховки или из желания, чтобы ребенок набрал больше баллов на итоговом экзамене. |