Воинская часть не может отремонтировать канализацию
«Нашим детям негде купаться в жару! В речку и пруд уже много лет сливают стоки канализации, постоянно стоит вонь», – возмущалась пришедшая в редакцию жительница Ново-Талиц Ивановского района пенсионерка Валентина Гундяева.
По ее словам, ближайший от Ново-Талиц пляж находится в облцентре, а туда не наездишься. Несколько лет назад дети и взрослые могли купаться в речке Вергузе, но сейчас она сильно загрязнена.
«Вода раньше была очень хорошая, я брала ее даже для приготовления детского питания. А теперь и близко не подойти – такая вонь! Даже утки не гнездятся. Но мы же платим за коммуналку – значит, оплачиваем и поддержание очистных сооружений. Я и в природоохранную прокуратуру обращалась, и в санэпидстанцию. Но воз и ныне там», – вздыхает Валентина Петровна.
«Случай загрязнения Вергузы нам известен, именно наша прокуратура принимала по нему меры, – прокомментировал и.о прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Чепурков. – Проверки реки и прилегающей территории проводились еще в 2009 году. Оказалось, что канализационные стоки в речку сливаются не столько из поселковой канализации, сколько из воинской части, расположенной неподалеку. Причина – пришедшие в негодность трубы. По суду эксплуатирующую организацию, подведомственную Минобороны, обязали привести канализацию в надлежащее состояние. В конце прошлого года по этому вопросу проводилось совместное совещание с различными контролирующими органами и жителями НовоТалиц. Насколько мне известно, реагировала по этому поводу и военная прокуратура. Пока разбирались в ситуации, организация, с которой мы требовали устранения нарушений, приказала долго жить, и вопрос передан выше, по структурной лестнице Минобороны. Жителям остается только ждать».
Стоки текли прямо в центре Шуи
Предприятиям ЖКХ прокуратура уделяет особое внимание. Чаще всего это муниципальные конторы, которым денег хватает далеко не на все необходимые нужды. «В процентном соотношении более половины всех нарушений – у предприятий коммунальной сферы», – говорит и.о. прокурора. Но, несмотря на безденежье, к ним применяются те же меры, что и к предпринимателям: штрафы, взыскания, судебные иски.
Примеров, когда коммунальщики загрязняют окружающую среду вредными выбросами, в районах достаточно много. Например, несколько лет жители Шуи боролись с канализационными стоками в центре города. Тогда о проблеме писали и снимали сюжеты многие СМИ, но, по словам Олега Чепуркова, ситуация не меняется. Хотя имеется судебное решение о ремонте канализации, средства еще не найдены.
Правда, есть и положительные примеры. В 2006 году Приволжский районный суд по иску природоохранной прокуратуры обязал санаторий «Плёс» провести очистку сточных вод, которые здравница сбрасывала в речку Шохонку. Дело было на исполнении до 2014 года. За это время очистные отремонтировали, соорудили дополнительный колодец с мусорозадерживающими решетками и электролизную установку для обеззараживания сточных вод. На всё это санаторий потратил более 23 миллионов рублей.
Речка становилась то красной, то фиолетовой
«Природоохранная деятельность достаточно затратна, – поясняет Олег Чепурков. – Чтобы построить современные очистные сооружения, поставить фильтры на дымящие трубы, предприятия должны вложить значительные средства. Конечно, я имею в виду крупные предприятия. Поэтому в период кризиса многие заводы и фабрики, урезая расходы, начинают делать это именно с сокращения финансирования природоохранных мероприятий. Во время наших проверок на отсутствие финансов жалуются почти все».
По словам и.о прокурора, злостных нарушителей экологической безопасности в регионе не так много. Например, недавно проверили Индустриальный парк «Родники» (см. «ИГ» за 29 мая). Очистные там рассчитаны на биологические отходы. В индустриальном же парке работают ткацкие производства, которые используют оборудование, выделяющее химические загрязнения. Таким образом, существующие очистные не могут справиться с выбросами. Содержание вредных и ядовитых веществ в выбросах в реку Юкшу превышает допустимые нормы.
«Через суд мы добились взыскания штрафа с предприятия и обязали обеспечить нормативную очистку воды. Заседание суда прошло в марте прошлого года, и сейчас в парке начали строительство новых, локальных очистных сооружений вдобавок к существующим. По смете они потратят на это более 260 миллионов рублей. Уже в июне предприятие обещает запустить новые очистные», – говорит Олег Сергеевич.
В марте прокуратура проверила обращение уполномоченного по правам человека Натальи Ковалёвой по факту сброса загрязняющих веществ в Шачу в Фурманове. Тогда речка из-за загрязнений регулярно меняла цвет, становясь то красной, то фиолетовой. Оказалось, цветные сбросы выливались из очистных сооружений ресурсоснабжающей компании, которая сдавала очистные в аренду. А одним из виновников загрязнения была та же родниковская текстильная компания из индустриального парка: они открыли в Фурманове новое производство. Ресурсоснабжающей компании пришлось возместить ущерб, причиненный реке, – около 800 тысяч рублей. А загрязняющие воду текстильные предприятия прокуратура обязала построить свои локальные очистные. Кстати, оказалось, что одна из фирм – «Мадио Текстиль» – ко всему прочему незаконно (без лицензии) использовала скважину с артезианской водой. За это владелец текстильного предприятия был оштрафован тоже на 800 тысяч рублей.
Приведенные примеры – самые яркие. Природоохранная прокуратура регулярно штрафует хозяев предприятий, не обеспечивающих достаточную чистоту сбрасываемой в водоемы воды, но, как правило, нарушения они допускают небольшие. А главная проблема в том, что большинство существующих на территории области очистных сооружений морально устарели. Их поддерживают в рабочем состоянии, ремонтируют, но это порой бесполезно: они не рассчитаны на те загрязнения, которые дает современное оборудование.
«То, что зарубежные предприятия размещают свои производства у нас в области, – замечательно. Но проблема заключается в том, что часто наши очистные не готовы к их нагрузкам. Из-за устаревания оборудования наши реки наполняются стоками самых разных цветов», – говорит Олег Чепурков.
А вот с загрязнением воздуха в нашей области ситуация более благоприятная. Согласно проверкам, загрязнения атмосферы стационарными объектами (котельные, производства) с каждым годом уменьшаются. Во многом это объясняется переходом отапливающих предприятий с угля на газ. «В списке самых неблагополучных регионов по загрязнению атмосферы мы находимся на 34-м месте, тогда как наши соседи – на первых местах», – говорит Олег Чепурков. С другой стороны, загрязнения автомобильными выхлопами постоянно растут, как и по всей стране.
НА ТЭЦ-2 ПОЛНОСТЬЮ ОТКАЖУТСЯ ОТ УГЛЯ |
Городские теплоэлектроцентрали тоже вносят немалый вклад в ухудшение экологической обстановки. Однако в филиале «Ивановский» Волжской ТГК, в составе которого обе ивановские ТЭЦ, таким вопросам, уверяют энергетики, уделяется первоочередное внимание. «На нашем предприятии есть отдел охраны окружающей среды, – прокомментировала руководитель пресс-службы филиала Татьяна Преображенская. – Специалисты тщательно следят за тем, чтобы четко соблюдались все требования действующего законодательства». Для уменьшения выбросов на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 по проекту установлены скрубберы (золоулавливающие установки), которые монтируются перед дымососами. Они предназначены для очистки уходящих дымовых газов котлов от летучей золы. В июле 2009 года на ТЭЦ-2 была завершена реконструкция турбоагрегата. Благодаря проведенной модернизации выбросы в атмосферу уменьшились на 10%. В декабре на станции введена в эксплуатацию новая система очистных сточных вод. Сейчас здесь проводится работа по снижению доли сжигаемого угля, полный отказ от него планируется уже в этом году – с 1 октября. |