Лицензирование УК породило проблему «бесхозных» домов

2 июня 2015 11:40

Как известно, с 1 мая все компании, желающие продолжить работу по управлению многоквартирными домами, должны иметь соответствующую лицензию. От лицензирования освобождены только товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные кооперативы.

Между тем, по официальной статистике, в масштабах страны 13% УК не смогли пройти проверку и получить разрешительный документ на дальнейшую деятельность. Причины две: либо директор провалил экзамен по жилищному законодательству, либо компании скрывали от собственников, куда уходят их деньги. Какова ситуация в Ивановской области?

Каждый десятый директор не знает законов

На 26 мая в нашем регионе из 204 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших в лицензионную комиссию документы на получение лицензии по управлению домами, 40 получили отказ. Еще столько же даже не изъявили желания лицензироваться. Таким образом, более 1000 многоквартирных домов региона оказались без управления.

Но еще задолго до лицензирования сами УК начали избавляться от «нежелательных» домов, переводя их под крыло номинально созданных «дочек». За «лакомые» же кусочки (дома) «управляшки» активно боролись. Поэтому нередко случалось, что жильцы некоторых домов могли получать по две, а то и три квитанции на оплату услуг от разных компаний.

Основная цель лицензирования – убрать с рынка недобросовестных коммунальщиков. Проверяли как лично директоров компаний, так и сами фирмы. На первом этапе руководитель компании должен был сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства. Из утвержденного на федеральном уровне перечня из 200 вопросов в случайном порядке выбирались 100. Если претендент ответил менее чем на 86 из них, экзамен считался проваленным. (В нашей области каждый десятый директор не смог пройти даже первую стадию и перейти ко второму этапу – проверке документов.)

Среди требований, предъявляемых к должностным лицам, желающим руководить УК, – отсутствие неснятой или непогашенной судимости. Кроме того, в сводном федеральном реестре не должно быть информации о выданной ранее и аннулированной лицензии.

Отказать организациям лицензионная комиссия может в случае, если представлена недостоверная или искаженная информация, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. (На втором этапе в регионе «срезалась» каждая пятая компания.) В итоге жители в недоумении: кто же будет управлять их домами?

Жильцы могут опротестовать решение комиссии

О результатах прохождения (или непрохождения) лицензирования управляющими компаниями жилинспекция оперативно сообщает в муниципалитет. Отдельно указываются конкретные дома, находившиеся под управлением не прошедшей лицензирование компании. Муниципальные власти в течение 15 дней должны организовать собрание собственников и предложить другой способ управления домом (ТСЖ или, если в доме меньше 16 квартир, – непосредственное управление). Собственники могут отказаться от этих вариантов, и тогда муниципальные органы власти обязаны организовать открытые конкурсы по отбору управляющих компаний.

Вернуть прежнюю УК тоже можно: для этого жильцам надо написать протест в лицензионную комиссию, а самой компании – исправить недостатки и вновь попытаться получить лицензию.

Все УК, которым отказано в выдаче лицензии, могут сколько угодно раз претендовать на повторную процедуру получения разрешительного документа. Но в случае получения лицензии нарабатывать клиентов придется с нуля – участвуя в конкурсах на управление «бесхозными» домами или агитируя население на предмет добровольной смены «управляшки». Если же УК будет работать без лицензии – ей грозит дисквалификация на три года.

Ослушался инспекцию – штраф 300 тысяч

Введение лицензирования УК позволяет постоянно держать компании в тонусе и не расслабляться.

За неисполнение закона предусматриваются наказания и штрафы. Например, нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штрафные санкции для юридических лиц составят до 500 тысяч рублей.

По словам главного госжилинспектора области Ольги Максимовой, ужесточена и ответственность УК за неисполнение предписаний контролирующего органа: штраф для юрлиц увеличился в 20 раз (вместо 10-20 тысяч рублей теперь 200-300 тысяч), для должностных лиц – в 50 раз.

Законом предусмотрено и лишение компании лицензии: если в течение года УК получит и не исполнит более двух предписаний по поводу ненадлежащего исполнения обязанностей по конкретному дому, она будет отстранена от управления им. Если количество таких домов превысит 15% от общего управляемого фонда, компанию могут и вовсе лишить лицензии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Член регионального штаба Общероссийского народного фронта Дмитрий САФОНОВ:

- У нас часто бывает, что из хорошей задумки получается нечто непонятное. Рабочая группа ОНФ «Качество повседневной жизни» отслеживает процесс лицензирования в регионе. Так вот, результаты мониторинга показывают, что передела собственности как такового не произошло: все крупные игроки остались на рынке. Однако сюрпризом стала продуманная политика крупных УК по избавлению от «нерентабельных» домов. В отношении брошенных в результате этой политики зданий ситуация пока стабилизирована решением оставить в работе «бывшие УК» до определения новой компании (вопрос законности этого решения тоже под вопросом). Но ситуация близка к критической – у органов власти есть буквально несколько недель на решение этого сложного вопроса.

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница