Эксклюзив для тех, кто окончил колледж
Ошибочно думать, что свежеиспеченные специалисты выходят из стен учебного заведения «в никуда». Как гласят цифры статистики, примерно треть выпускников к моменту окончания альма-матер уже имеет работу. (И как правило, по специальности.) Правда, в большинстве случаев это касается выпускников высшей школы. Выпускники среднего профессионального образования подчас выходят «на улицу». И опять же ошибочно думать, что ребята остаются с поиском работы один на один. «В каждом учебном заведении среднего проф образования есть центры по трудоустройству, которые помогают найти работу ребятам, завершающим учебу, – рассказывает начальник отдела профобразования департамента образования Ивановской области Ирина Киселёва. – Работа проводится огромная . В течение последнего года обучения проходят постоянные встречи с работодателями. Мы отслеживаем судьбу каждого выпускника училищ, лицеев и колледжей». Например, в прошлом году учебные заведения среднего профобразования закончили 3329 человек. Из них около тысячи ушли в армию, продолжили образование 192 человека, около двух тысяч устроились на работу по профессии и только 53 человека встали на учет в Центре занятости как безработные. Кстати, в настоящий момент безработными числятся всего лишь выпускников ссузов. В основном это те ребята, которые получили маловостребованную на рынке труда профессию. Например, исполнитель художественных изделий. Швеи, штукатуры, электрогазосварщики без проблем находят работу самостоятельно.
Те ребята, которые так и не определились с выбором работы, обращаются в службу занятости. «Одна из подпрограмм государственной программы по содействию занятости населения Ивановской области направлена на помощь выпускникам ссузов, – говорит заместитель начальника Центра занятости населения Светлана Остапенко. – Подпрограмма касается молодых людей от 18 до 20 лет. Если они зарегистрированы как безработные и испытывают трудности в поиске работы, то мы можем предложить временную занятость. При этом помимо зарплаты они будут получать еще 850 рублей в качестве материальной поддержки за полный отработанный месяц».
Кроме того, в области действует эксклюзивная программа для выпускников образовательных организаций среднего профобразования. Это стажировка с целью приобретения выпускниками опыта и навыков работы по полученной специальности. « Чтобы заинтересовать работодателей принять на работу выпускника, служба занятости компенсирует им заработную плату за него, но не выше минимального размера оплаты труда. Плюсом к этому выплачиваются начисления на заработную плату», – поясняет Светлана Остапенко. В течение трех месяцев и соискатель, и работодатель смотрят и решают, подходят ли они друг другу. Как говорят специалисты, многие будущие выпускники остаются работать на постоянной основе. Например, из трех молодых поваров, отправленных на стажировку на одно из крупных предприятий общественного питания, двое остались там работать на постоянной основе.
С места – в карьеру
Не меньше, чем в среднем образовании, трудоустройством выпускников озабочена и высшая школа. Центры профессиональной ориентации и содействия трудоустройству есть почти в каждом уважающем себя вузе. По сути, центр – это место, где помогают встретиться работодателю и потенциальному работнику. Например, в Ивановском государственном университете уже несколько лет существует проект «С места в карьеру». А ежегодно в апреле проводят День карьеры. На него приглашают 30-35 работодателей (не только ивановских) и студентов, как правило, старших курсов. Предприятия и фирмы презентуют себя, обе стороны обмениваются координатами. Как итог – ребята к окончанию вуза имеют предложения о работе, а многие – примерно 30-37 процентов выпускников – и саму работу. К октябрю, рассказывает руководитель центра «Карьера» ИвГУ Екатерина Шилова, 97 процентов выпускников устраиваются на работу. И что очень важно – по полученной специальности. «Очень востребованы юристы, экономисты, математики, выпускники РГФ. Зачастую они устраиваются в крупные фирмы и организации, – поясняет Шилова. – Немного хуже обстоят дела с трудоустройством филологов, историков. И еще одна тенденция: у нас есть полсотни заявок на учителей математики, информатики, биологии, химии, но ребята в школу работать идут неохотно». Скорее всего, не устраивает огромная нагрузка и не слишком большая зарплата молодого учителя.
Еще одна форма «продать» выпускника – ежегодный конкурс «Лучший выпускник». В ИвГУ его проводят в июне. Участвовать в состязании могут студенты всех факультетов и всех специальностей. Они должны быть общественно активными, заниматься научной работой, владеть дополнительными навыками, например, отлично знать иностранный язык. Победитель конкурса получает сертификат, денежный приз и подарки с символикой вуза. И это, говорит Екатерина Шилова, тоже своеобразная реклама выпускнику. Кстати, вуз получил грант на 10 миллионов рублей на развитие студенческого самоуправления. Часть денег пойдет на раздел «Карьерист», целью которого также является трудоустройство и поиск работы для выпускников.
Химиков разбирают как горячие пирожки
Любопытно, что иногда количество заявок работодателей на выпускников высшей школы значительно превышает количество выпускников той или иной специальности. Наших ребят ждут на крупнейших предприятиях страны. Выпускники ИГХТУ работают в Москве, Московской, Ленинградской областях. Востребованность в реальном секторе экономики велика. Химическая и пищевая промышленность требует инженеров, технологов, химиков, специалистов по стандартизации и метрологии. Выпускники химтеха выходят и на международную арену. Россия и Италия давно сотрудничают в научно-производственном плане. Лыткаринский завод оптического стекла (Московская область) участвует в строительстве обзорного телескопа VST Европейской Южной обсерватории (ESO). В рамках этого сотрудничества завод должен изготовить зеркало диаметром больше 10 метров. Руководит проектом бывший выпускник Ивановского химуниверситета Александр Игнатов. Ивановские химики работают в крупнейших холдингах – «Еврохим» (производитель минеральных удобрений), «Ферреро» (кондитерская продукция), на предприятии «Исток» (производство СВЧ-электроники для всех видов связи и радиолокации) и т. д.
Не менее востребованы выпускники Ивановского энергетического университета, а также недавно созданного политехнического. Кстати, для него, по словам проректора по управлению качеством образования ИвГПУ Натальи Квашниной, характерна стопроцентная занятость выпускников. В молодых специалистах ивановского политеха нуждаются в строительстве, машиностроении, коммунальном хозяйстве, легкой промышленности. Неплохо ребята устраиваются в архитектурные, дизайнерские, туристические фирмы. Большую поддержку оказывает университетский центр содействия трудоустройству выпускников. « Мы заключаем двусторонние соглашения на подготовку кад ров для ведущих промышленных предприятий и строительных организаций, – рассказывает Наталья Квашнина. – Сотрудничаем, например, с ивановскими предприятиями «Айвенго» и «Полет», а также с «Сургутнефтегазом», СУ-155, Оршанским льнокомбинатом, комбинатом строительных конструкций». Судьбу каждого выпускника и его карьеру в вузе стараются отследить. «Это позволяет своевременно отреагировать на пожелания работодателей и повысить качество подготовки специалистов», – считает Наталья Квашнина.
Атомная, энергетическая промышленность, строительные и текстильные предприятия высоко ценят ивановских ребят. Наиболее перспективных начинают отслеживать еще на младших курсах. Вплоть до того, что студенты по заданию пишут курсовые и дипломные проекты, разрабатывают те или иные направления, а представители предприятий потом приезжают на защиту и отбирают себе работников. Схема взаимодействия между институтом и работодателем примерно одинакова во всех вузах. Работодатели делают заявки, а уже потом специалисты вузовских центров трудоустройства сводят работодателей и потенциальных работников. Ярмарки вакансий, презентации, личные встречи – всё это способствует реальному трудоустройству выпускников.
Работодатели ценят высшее образование
При этом, говорят в вузах, работодатели стараются предложить молодым специалистам очень хорошие условия. Приличную зарплату (как правило, не менее 30 тысяч рублей), жилье, место в детском саду. Как рассказала «ИГ» проректор по учебной работе ИГХТУ Наталья Кокина, некоторые работодатели настолько заинтересованы, что обязуются трудоустроить и вторую половину, если студент к тому времени женился. Конечно, ивановские работодатели подчас предлагают более скромные условия труда, но есть определенные перспективы. Допустим, группа компаний СУ-155 готова взять человека на стажировку еще в студенчестве. У него уже идет профессиональный стаж. Через три года выпускнику могут предложить постоянное место с перспективой получения жилья на льготных условиях. Заманивают специалистов и другими социальными программами, которые вводят для своих работников многие предприятия, в том числе и Ивановской области. Это льготное посещение спортивных объектов или дополнительное медицинское обслуживание. В общем, работодатели готовы пойти на многое, чтобы заполучить молодого специалиста с высшим образованием.
В этом велика и роль государства. Определены 12 приоритетных направлений для развития науки, технологий и техники – в частности, химическая технология, энергоресурсосберегающие технологии, автоматика и управление производством, развитие телекоммуникационных систем. Студентов, обучающихся по этим направлениям, государство стимулирует материально: повышенной стипендией, возможностью получения грантов.
В целом выпускники ивановских вузов имеют все шансы получить работу, еще не завершив образования. Тем же, кто по каким-либо причинам к окончанию вуза с работой не определился и остался не у дел, стоит обратиться за помощью в службу занятости. Там постараются найти соискателю подходящую работу.
Выстраивать отношения с рабочими было непросто
Павел КОНЬКОВ, глава региона:
- Первым моим местом работы после окончания Московского текстильного института был Климовский машиностроительный завод в Московской области. Производили мы тогда детали к текстильным станкам.
На заводе я проработал с августа 1980 по декабрь 1982 года, чуть больше двух лет. Начинал с мастера-стажера, затем стал сменным мастером механического цеха. Но дольше всего проработал старшим мастером механического цеха № 7.
Из воспоминаний о тех годах сохранилось в памяти, как поначалу непросто было мне, молодому человеку с высшим образованием, выстраивать отношения с рабочими, многие из которых по возрасту мне в отцы годились, – классический конфликт между рабочим классом и интеллигенцией. Мои подчиненные могли и матерком пройтись, слов русского литературного языка им не хватало весьма часто. Но со временем взаимоотношения наладились, так что о своем первом серьезном рабочем опыте сегодня говорю даже с теплотой. А в 1982-м я уже поступил в аспирантуру.
И семиклассник может стать бригадиром
Александр КУЗЬМИЧЁВ, глава администрации города Иванова:
- Первым местом моей работы, причем с официальным оформлением, было участие в строительстве многоквартирного жилого дома в Пучеже, где я родился. Работал на стройке после окончания 7-го класса два месяца. Самым ярким впечатлением, и вместе с тем неожиданностью, стало назначение меня бригадиром буквально через несколько дней после начала работы. Кроме обычной работы я должен был вести табель учета рабочего дня.
Прививал школьникам любовь к химии и биологии
Виктор СМИРНОВ, председатель Ивановской областной думы:
- Моим первым местом работы была заволжская средняя школа № 1. В 1985 году я ее окончил, а в 1991-м, еще будучи студентом пятого курса Ярославского государственного педагогического института имени Ушинского, пришел в родную школу преподавать химию и биологию. По совместительству трудился заместителем директора по воспитательной работе. Школа стала моим первым официальным местом работы, здесь мне выдали трудовую книжку. Учителем я проработал девять лет, причем сразу стал внедрять инновационные методы преподавания, взял класс с углубленным изучением биологии.
Самые первые, самые любимые ученики! С ними я прошел с 7-го класса до выпускных экзаменов. Горжусь тем, что именно они впоследствии выступили инициаторами присво ения мне звания лауреата премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений. В свое время была такая форма поощрения. Многие мои воспитанники были победителями различных олимпиад по химии и биологии. В будущем ребята достаточно успешно реализовались профессионально. Про мой первый выпуск точно нельзя было сказать «первый блин комом». До сих пор со многими из своих бывших учеников общаюсь.
Мама и папа, психолог и добрый волшебник – в одном лице
Андрей КАБАНОВ, заместитель председателя правительства Ивановской области:
- Свою первую справку о работе и первую заработную плату я получил в пионерском лагере «Дружба», располагавшемся в Ново-Талицах Ивановского района.
Я работал вожатым в отряде, сформированном из ребят, воспитывавшихся в детском доме, ныне носящем имя «Звёздный». Работа с детьми буквально заряжала энергией, давала возможность видеть мир чистыми глазами подростков. А задача вожатого непростая: научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.
За время работы я примерил на себя множество ролей: мамы и папы, психолога и доброго волшебника, даже режиссера-постановщика. Однако воспоминания о первых трудовых буднях у меня остались самые светлые. Наверное, ничто лучше не характеризует работу вожатого, чем слова известного «Гимна вожатых»:
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
От нянечки до налогового инспектора
Светлана ДАВЛЕТОВА, заместитель председателя регионального правительства:
- Работать я начала еще в 15 лет – на летних каникулах помогала маме, подрабатывала нянечкой в детском доме-интернате в Иванове. А после окончания университета устроилась в строительную компанию. Там я проработала недолго, так как практически сразу ушла на работу в управление федеральной налоговой службы по Ивановской области, где проработала 5 лет. Так начала складываться моя карьера на госслужбе.
Собирали металлолом и шили форму
Наталья КОВАЛЁВА, уполномоченный по правам человека в Ивановской области:
- Так как моя мама работала в отделе кадров в Магаданской области, она считала, что работать я должна начинать с младых ногтей. И вот в девятом классе в моей трудовой книжке появилась первая запись: я красила и готовила детский сад к началу года. Ну а после школы мы переехали в Иваново. В 1966 году я устроилась старшей пионервожатой в школу № 4 города Шуи. Это время я вспоминаю только с нежными и теплыми чувствами. Школа располагалась в частном секторе, туда ходили дети рабочих – открытые, шаловливые, добрые. Мы создали клуб «Дзержинец», туда направляли детей, которые очень много хлопот доставляли учителям. Но они исправлялись. Я помню парня, которому пророчили неблагополучное будущее. Но он стал пожарным. С моим приходом в школе появились клубы субботнего дня – по выходным школа работала, и мы с ребятами читали стихи, собирали металлолом, затем его сдавали и на эти деньги шили форму на День пионерии – очень хотелось на смотре занять первое место. И нам это удалось: элитная 18-я школа, наш главный конкурент, проиграла нам.
Обязательно заключите трудовой договор
Вот что советует молодому специалисту, впервые устраивающемуся на работу, правовой инспектор Ивановского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Кириллова:
! При устройстве на работу между работником и работодателем обязательно должен быть заключен трудовой договор. Это основание для возникновения трудовых отношений.
! При заключении трудового договора впервые предъявляются паспорт (иной документ, удостоверяющий личность), документ об образовании, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), в некоторых случаях – справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
! Работодатель обязан до заключения трудового договора ознакомить работника с локальными нормативными актами работодателя, в том числе с коллективным договором, положением об оплате труда.
!Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один – работодателю, другой – работнику. При этом работодатель обязан познакомить работника с должностными обязанностями.
! Отсутствие заключенного трудового договора по истечении трехдневного срока является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена ответственность работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ.
!Обязательно прохождение вводного инструктажа по охране труда и первичного инструктажа на рабочем месте, а также ознакомление с правилами пожарной безопасности на рабочем месте.
! Если человек устраивается на работу впервые, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку и пенсионное свидетельство.