Состояние крупных гидротехнических сооружений области нареканий у специалистов практически не вызывает. А вот многие небольшие плотины требуют ремонта. За некоторыми же и вовсе некому следить.
Запасы воды в снежном покрове превышают норму
В этом году ожидается самый бурный паводок за последние пять лет. По словам замначальника отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового управления по Ивановской области, проводящего мониторинг состояния водоемов и рек, Алексея Орлова, запасы воды в снежном покрове на 31 марта в Волжско-Камском каскаде, в который входит и Горьковское водохранилище, составляли 202 кубических километра, или 139 процентов от нормы. В Горьковское водохранилище должно попасть 11,69 кубического километра снега, то есть 130 процентов от нормативной планки. Для примера: в Саратовское водохранилище попадает 8,87, в Волгоградское - 5,41 кубокилометра. То есть у нас талой водички будет гораздо больше.
“Похожий паводок был только в 2005 году, - говорит Алексей Орлов. - Тогда, если помните, река Лух затопила несколько жилых домов”.
Специалисты водного отдела бассейнового управления паводковую ситуацию на водоемах отслеживают ежедневно, получая сведения с постов Ивановского гидрометеоцентра. В регионе 1700 рек и ручьев и 150 озер. За всеми ними не уследишь, под оперативным контролем - Волга в районе Горьковского водохранилища, Уводьское водохранилище, реки Нерль, Теза, Лух и Сунжа.
На 5 апреля существенного подъема воды там еще не наблюдалось. По замерам на этот день изменение уровня Тезы за сутки оставалось на нулевой отметке, 6 апреля - плюс два сантиметра. А вот в Нерли вода за сутки поднялась на 10 сантиметров, в Сунже - на 4.
Волга, передавали три поста на Горьковском водохранилище, пока вообще не демонстрирует активности.
У специалистов есть такой показатель - уровень неблагоприятного явления (НЯ). Применительно к паводку это уровень воды в реке, при котором возможно затопление прилегающих территорий. Так вот на Тезе на сегодня он меньше уровня НЯ на 3,5 метра. Для реки Лух до тревожной отметки еще целых два метра, Сунжа не дотягивает до паводковой опасности 3,8 метра. Примерно одинакова ситуация на Волге в районе Кинешмы, Юрьевца и Пучежа - до критической отметки уровня НЯ здесь еще более трех метров.
На защите облцентра - несколько гидротехнических сооружений
Областной план противопаводковых мероприятий, утвержденный правительством в феврале, в первую очередь предусматривает подготовительную работу на гидротехнических сооружениях (ГТС), которых в области 75, в том числе 58 больших и малых плотин.
“Уж если их прорвет большая вода, мало не покажется”, - замечает Алексей Орлов. Почти все крупные федеральные объекты - к примеру, те же четыре плотины на Тезе - готовы к любому разгулу природной стихии. Здесь работают квалифицированные кадры, проведены ремонт и реконструкция, налажено дежурство, имеются запасы аварийных строительных материалов и запчасти (о готовности к паводку одной из четырех плотин Тезянской шлюзованной системы около села Сергеево Шуйского района “ИГ” рассказала 6 апреля).
Хозяйствование другого крупного балансодержателя плотин – “Ивановского водоканала” - тоже не вызывает тревоги у надзорных органов. Здесь также грамотно ведут подготовку к паводку.
Самый крупный гидроузел на Уводи – Худынский, или “Уводьстрой”. Он построен в 1939 году, но очень качественно. Высота плотины, обеспечивающей запасы питьевой воды для Иванова, - около 20 метров. На балансе “Водоканала” также плотины БИМа на площади Пушкина (построенной для подачи воды предприятиям города), на улице Павла Большевикова, в парке “Харинка” и на Талке.
Следить за их состоянием нужно постоянно, ведь областной центр находится ниже по течению от “Уводьстроя”. Понятно, что в случае непредвиденной ситуации возможно частичное подтопление города.
Даже прорыв плотин, служащих для рекреационных целей, приведет к подъему воды в Уводи, а это тоже опасно.
Юрьевецкую дамбу будут атаковать с тыла
Немало в регионе муниципальных плотин. С помощью федерального бюджета на условиях софинансирования (регион вкладывает 5 процентов средств, остальное - федералы) за последние годы проведены их ремонт и реконструкция в Палехе, Юже, очищены русла рек Уводи в Иванове, Шохонки в Плёсе, Змейки в Фурманове. Теперь за эти объекты можно не волноваться.
Но проблем с содержанием малых ГТС еще много. Даже тех, которые содержатся на балансе Федерального агентства водных ресурсов Минприроды. К примеру, плотина Востринского рыбопитомника требует ремонта. Сегодня “Верхне-Волжскводхоз” поддерживает только безопасный уровень ее функционирования (бывший владелец рыбопитомника - Ивановский рыбокомбинат развалился).
Учреждению системы УФСИН принадлежит ГТС в селе Шилекша Кинешемского района. Надзорные органы просят УФСИН еще раз проверить состояние этой плотины.
Юрьевецкая дамба, ежегодно укрепляющаяся с помощью федеральных средств, принадлежит администрации Юрьевецкого района. По мнению федералов, она выдержит натиск Волги. “Но проблемы могут возникнуть сверху, от таяния снега на возвышенности, и тогда потоки воды атакуют дамбу с тыла”, - замечает Алексей Орлов.
В Приволжском районе есть плотина на реке Тахе у деревни Карбушево, созданная в советское время для орошения полей. Она тоже требует серьезного ремонта.
Среди бесхозных – накопители химических отходов
Наибольшую тревогу вызывают так называемые ничейные плотины. На начало 2000-х таких было 27. После приказа Минприроды проведена их инвентаризация, начался процесс передачи собственникам. И в 2009 году осталось всего семь ничейных ГТС. Но на апрель 2011 года их число выросло за счет того, что обанкротившиеся хозяйства такие ГТС забросили. К примеру, в Палехском районе всплыли ничейные плотины на реке Печуге в деревне Григорово и в селе Малые Зимницы на реке Чернушке.
А ведь Федеральный закон “О безопасности ГТС”, говорят в отделе водных ресурсов, требует непрерывной эксплуатации таких объектов - это важнейшее условие их безопасности.
Тревожная ситуация сложилась с прудами-накопителями бывшего совхоза “Петровский” Гаврилово-Посадского района, куда стекали навозные стоки. В 1993 году из-за халатности открыли задвижку в Морозовском пруду, и жижа попала в Нерль, а из этой реки идет водозабор для Владимира. Морозовский пруд ликвидировали, но другие остались.
Пруды - накопители жидких химических отходов есть в Кинешме у реки Кинешемки.
Государство, говорят специалисты отдела водных ресурсов, знает куда вложить деньги и готово финансировать малые ГТС. На 2011 год на их реконструкцию и ремонт в регионе выделяется 49 миллионов федеральных рублей, но эти деньги получат только те районы, где оформили ГТС в собственность и подготовили проектно-сметную документацию. А сделали это далеко не везде…