Учитель истории в "городе мастеров"

26 марта 2023 09:17

Ольга Баранова работает в средней школе поселка Палех. Историк и обществовед, вот уже около сорока лет она – в любимой профессии и, по ее собственному признанию, с тех пор как ступила на избранную стезю, ни разу не пожалела об этом.

 Любовь к истории пришла через книги

О том, что учительский труд не отпускает даже вне школы, она знала не понаслышке. Мама преподавала русский язык и литературу в сельской школе, папа вел уроки рисования.

Кстати, и сама Ольга Баранова до поступления в педагогический вуз работала художником-оформителем в библиотеке. Там, наверное, и пришла любовь к чтению. Особенно девушку интересовали книги на исторические темы. Уже будучи студенткой истфака, несколько раз ездила в археологические экспедиции. В дальнейшем это очень пригодилось в преподавании истории.

По окончании университета Ольга Геннадьевна получила распределение, которое удивительным образом совпало с ее искренним желанием: она поехала учительствовать в Филисово Родниковского района. Начинала профессиональный путь, как и ее родители, в сельской школе.

Первая самостоятельная встреча с подопечными восьмиклассниками произошла в День знаний. Как ощущала себя под вопрошающими взглядами учеников? Очень хотелось, чтобы поверили, чтобы после этого внеурочного общения за партами не оставалось пустых равнодушных глаз. 

Через несколько лет, уже работая в Палехской средней школе, Ольга Баранова поступила на культурологическое отделение Шуйского педагогического института и в 1993 году с отличием защитила диплом.

Компьютерные технологии помогают постичь древность

Работая в славном своей древней историей Палехе, "городе мастеров", Ольга Геннадьевна особое внимание уделяет занятиям по краеведению. Готовя учеников к внеклассным мероприятиям в школьном музее, учитель истории глубоко погружает их в творчество палехских миниатюристов.

Со знанием дела старшеклассники рассуждают об особенностях живописи Павла Корина и скульптурных работах Николая Дыдыкина. Гордость школьного музея – скрупулезно собранные материалы об учителях и выпускниках, участниках Великой Отечественной войны, в память о которых проходят уроки мужества и героизма.

Рассуждая о главном в профессии, Ольга Геннадьевна отмечает, какие безграничные возможности для подготовки к занятиям и в их проведении открывают перед учителем компьютерные технологии. Электронные презентации, дистанционное общение с учащимися, использование интернета не только разнообразят урок, но делают доступными такие наглядные материалы, о которых, например, в 1990-е и мечтать не могли. Всегда можно выстроить интересный визуальный ряд, "распахнуть двери" в любую изучаемую эпоху, представить ее рисунками, кинофрагментами, видео- и аудиозаписями.

По твердому убеждению педагога, применение современных технических средств особенно важно для преподавания предметов гуманитарного цикла.

Любой вопрос, который Ольга Геннадьевна обращает к своим ученикам, начинается со слова "почему?" Ведь именно так можно установить причинно-следственные связи разъединенных временем эпох, научиться выдвигать гипотезу, делать выводы и давать оценки исследуемым на уроках фактам.

ШТРИХ. Ольга Геннадьевна со студенчества хорошо усвоила золотое правило от Сократа: "В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить". Это изречение вместе с высказыванием Константина Ушинского о том, что "учитель до тех пор учитель, пока учится", навсегда определили ее профессиональные установки.

Через ее наставничество прошел директор школы

Учитель, воспитатель, наставник, Ольга Баранова никогда не перестает прослеживать дальнейшие судьбы ее любимых учеников, как они самоопределяются во взрослой жизни. Особенно это касается тех, кто остался в родном Палехе.

В школе работает много молодых педагогов, и почти все они – воспитанники Ольги Геннадьевны: два математика – Роман Лятов и Павел Смирнов, литератор Марина Кузьменко, историк Антон Новиков, преподаватель иностранного языка Екатерина Габлина, преподаватель ИЗО Лидия Колыгина.

Даже директор палехской средней школы Николай Александрович Макаров в свое время тоже прошел через наставничество Ольги Геннадьевны Барановой: как молодой специалист в районном методическом объединении, которым она долгое время руководила.

Директор отзывается о ней с большим уважением, отмечая, что "ученики нашей талантливой коллеги неоднократно становились призерами и победителями различных конкурсов на районном, областном уровнях, всероссийских олимпиад... Это педагог с большой буквы. У нее есть чему поучиться и что каждому из нас взять на вооружение".

Ученики об учителе

Антон Новиков, окончивший Палехскую среднюю школу в 2006 году и вернувшийся в ее стены дипломированным педагогом: "Ольга Геннадьевна – настоящий профессионал! На ее уроках благодаря отточенному мастерству любая историческая эпоха оживает, а исторические личности перестают быть далекими. Такие занятия остаются в памяти навсегда".

Инесса Афонина, студентка исторического факультета ИвГУ: "Помимо безукоризненных профессиональных качеств, Ольга Геннадьевна отличается неординарным творческим мышлением и активной жизненной позицией…"

Учитель математики Палехской школы Роман Лятов вспоминает, что в ученические годы он тяготел к точным наукам и гуманитарные дисциплины были его слабым местом. Иногда во время контрольной работы по истории или обществознанию подмывало заглянуть в заготовленную шпаргалку. Но всякая попытка словчить встречалась с пронзительным и строгим взглядом учителя, дающим понять, что он перед нею со своими хитростями открыт, как на ладони. "Но при всей строгости и профессиональной выдержке, – подчеркивает Роман Александрович, – Ольга Геннадьевна – очень романтичный и добрый человек".

КСТАТИ. Значительным событием для Палехской средней школы стало открытие здесь 1 сентября 2020 года Центра образования цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста". Замдиректора Ольга Твердова рассказала, что в кабинетах по формированию цифровых и гуманитарных компетенций занимается около трехсот школьников. Помимо предметных занятий, в "Точке роста" проходят различные конкурсы, тематические мероприятия, защиты проектов, онлайн-диктанты, работает школа юных инспекторов дорожного движения. Информационно-технические возможности, предоставленные школе, помогают не только развивать способности одаренных детей, но и способствуют профессиональному росту учителя. 

Рубрику ведут Илья НАДЕЕНСКИЙ и Светлана ГОНЧАРЕНКО

Читайте также
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа
Во время нереста ивановские рыбаки могут выловить пять килограммов лещей или одного сома