История – это больше, чем просто учебный предмет

25 июня 2022 09:14

Наша рубрика с глубоким уважением представляет читательской аудитории профессиональные и личностные портреты людей, общее имя которым – Учитель. У каждого из них свой путь в педагогике, но всех героев моих очерков одинаково объединяют призвание, любовь к детям и преподаваемому предмету. Даже когда настойчиво постучится в дверь время идти на заслуженный отдых, у педагога чаще всего не получается безболезненно разорвать узы, связывающие его с родной школой, с ее горестями и радостями.

По окончании школы… снова в школу

Вот уже 50 лет самозабвенно служит любимому делу Инна Геннадьевна Сидяева – учитель истории и обществознания Талицкой общеобразовательной школы Южского района. В эту беспокойную профессию моя собеседница шагнула, можно сказать, со школьной скамьи. Училась заочно на инязе в Горьковском педагогическом и одновременно работала в поселке Большом, который сегодня даже не обозначен на карте Ивановской области.

Именно здесь началась ее трудовая деятельность. Инна Геннадьевна не скрывает, что еще раз переступить школьный порог, но уже в новом качестве было всё-таки страшновато. Что она может, вчерашняя ученица, не имеющая никакого преподавательского опыта? К счастью, рядом оказались мудрые дружелюбные коллеги. Например, Виктор Александрович Сафронов, с которым они вели в классах параллельные языковые группы. Чтобы скорее освоиться в новых для нее обстоятельствах, молодая учительница посещала уроки по разным предметам, восхищаясь педагогическим мастерством рядовых сельских преподавателей, заинтересованно следила за тем, как их общение с детьми незаметно перерастает в творческое сотрудничество.

Сегодня Инна Геннадьевна и сама виртуозно владеет приемами проблемного диалога, уверенно держит внимание и дисциплину в сложных гиперактивных классах. Но тогда, в начале 1970-х, порой становилось страшно от одной только мысли, что ей предстоит провести свой первый урок. Неужели не получится так четко и слаженно донести учебный материал, как это делает старая учительская гвардия?

Поначалу было тяжеловато и с непоседливыми детьми, которые испытывали молодую училку на прочность. Но мысль убежать от трудностей, укатить в город и поискать себя в иных сферах деятельности ни разу не приходила в голову. Она хотела и должна была стать хорошим, очень хорошим учителем, поэтому смело шла "через тернии к звездам" – к вершинам профессионального мастерства.

Иностранный язык "оттеснила" история

Первым "колючим терновником" на пути к намеченной цели стали личные обстоятельства, заставившие после трех лет обучения оставить горьковский вуз. И – всё сначала, с первого курса, уже на историческом факультете Ивановского госуниверситета. Впереди обозначилась пятилетка, требующая от работающего заочника повышенной ответственности, правильного распределения сил и времени.

Инну Сидяеву предстоящие трудности не пугали. Главное – она оставалась в профессии…

Сегодня Инна Геннадьевна причисляет преподаваемый ею предмет к самым важным в системе школьного образования. Благодаря гуманитарным наукам, говорит она, у школьников формируются высокие моральные, гражданские и, безусловно, общечеловеческие качества. Но, чтобы добиться этого, надо вовлечь каждого ученика в самостоятельную познавательную деятельность. Только тогда полученные знания смогут перейти в целостную систему убеждений.

Поэтому на своих занятиях Инна Геннадьевна не только знакомит ребят с историческими фактами, но и настойчиво создает условия для самостоятельных поисков, когда юным мыслителям открываются причины и следствия грандиозных событий. Она настраивает учеников на поиски мотивов, определяющих поведение и поступки известных исторических личностей в тех или иных обстоятельствах, учит их рассматривать историю как неразрывную цепь неотделимых друг от друга событий.

Вместе с тем преподаватель не забывает о развитии речевых возможностей своих подопечных. Лекциям она предпочитает уроки-беседы, на которых ребята становятся равноправными участниками тематических диалогов, аргументированно отстаивают собственные позиции по различным вопросам прошлого и настоящего.

"Только вот работать сейчас стало намного сложнее, – вздыхает учительница. – Прежняя система образования, в которой я сформировалась как педагог, была, на мой взгляд, более приемлемой. Мы четко представляли, чему и как учить, а сейчас – такой разброс установок и рекомендаций! Реформаторы от образования бросают бедного учителя из одной крайности в другую. Раньше не сочиняли такого количества ненужных бумаг. Бюрократические перекосы уводят от главного – живой творческой работы на уроке".

Бывшие ученики сами стали родителями

Инна Геннадьевна большое значение придает внеклассной работе. В талицкой школе всегда были хорошей традицией круглые столы по общественно-политической ситуации в современном мире. В арсенале "внеурочки" историка – многочисленные викторины, конкурсы, олимпиады, политинформации...

Но больше всего Инне Геннадьевне нравится проводить состязания на смекалку и находчивость – КВНы между педагогами и родителями, учителями и их учениками. Правда, Инна Геннадьевна честно признается, что учительской команде приходится немного лукавить и поддаваться, чтобы свести командную игру умников и умниц к ничьей. Впрочем, по уверениям организатора, это не мешает разгораться жарким баталиям, в которых побеждает дружба и закладывается основательный фундамент для педагогики сотрудничества…

Умение преподавателя истории Инны Сидяевой использовать инновационные методы и нетрадиционные формы обучения, постоянное стремление к самосовершенствованию отмечает директор Талицкой СОШ Ольга Прудникова. Инна Геннадьевна, по ее словам, "большое внимание уделяет развитию познавательных способностей учащихся, становлению их устной и письменной речи"…

Что же касается взаимоотношений с учениками и их родителями, то за все годы учительства у Инны Геннадьевны ни разу не случалось острых столкновений "по поводу и без". Да и немудрено: ведь папы и мамы талицких школьников – ее бывшие ученики, поэтому никогда не вступают в пререкания. И дело здесь не в школьной привычке исполнять указания учителя, а в глубоком уважении к нему.

Вот, например, выпускница 2001 года Ольга Карачаева сама получила высшее образование, вышла замуж, воспитывает троих детишек. В годы ее ученичества, вспоминает она, к Инне Геннадьевне всегда можно было обратиться за помощью. "Все советы она давала с большой любовью к своим воспитанникам. Нам всегда нравилось "кружиться" вокруг нее. Я и сейчас при случае с удовольствием общаюсь с Инной Геннадьевной – душевным человеком, прекрасной женщиной и лучшим учителем".

От имени всего выпуска 2015 года выражает благодарность учителю Анастасия Попкова: "Профессионально важные качества Инны Геннадьевны – любовь к детям, которых она всегда старалась понять. Сколько же уделяла нам внимания и личного времени! Заботилась о нас, учила поиску нестандартных решений как в вопросах истории, так и в проблемах жизненных взаимоотношений. Спасибо за доброту и тонкий подход к каждому из учеников, за справедливость и понимание".

Кому передать учительскую эстафету?

Говоря о бывших воспитанниках, Инна Геннадьевна печалится об одном: за многие годы так и не удалось передать кому-то из них учительскую эстафету. А ведь так не хочется, чтобы любимый предмет оказался в чужих незнакомых руках! Но недавно она узнала, что скоро выходит в отставку один из ее бывших учеников, сотрудник УФСИН.

"Есть большая вероятность того, что он придет работать в школу, – надеется моя собеседница. – Вот тогда можно будет задуматься и о пенсии".

Рубрику ведет Илья Надеенский

Читайте также
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами