Путь к информатике лежит через металлоискатель
В Ивановской области в этом году Единый госэкзамен с 21 марта по 2 июля сдают почти 5000 человек, в их числе более 3000 одиннадцатиклассников. Одна из причин волнения перед испытанием связана с неизвестностью: как будет проходить сам экзамен, какие попадутся задания. Одиннадцатиклассники не имеют права брать с собой в кабинет ничего, кроме черной ручки и паспорта, а перед началом они должны пройти через металлоискатель.
Некоторые школы региона и раньше устраивали пробные экзамены – всё было организовано, как на настоящем ЕГЭ. Так выпускники могли заранее посмотреть на процесс изнутри, чтобы не бояться неизвестности.
В этом году департамент образования принял решение о проведении пробника во всех школах Ивановской области по трем предметам.
Полезно знать. По словам ивановского семейного психолога Марии Верал, успешно сдать ЕГЭ поможет и следование прописным истинам: больше гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, чередовать умственные занятия с физическими, правильно и вовремя питаться, проводить совместный досуг с родителями. Все про это знают, но мало кто выполняет. А именно такие простые вещи полезны в период продолжительной стрессовой ситуации, они помогают чувствовать спокойствие и уверенность.
"К нам на горячую линию поступает много обращений от учеников и родителей с просьбой провести пробные экзамены. Поэтому мы в этом году и приняли решение: устроить апробацию-репетицию, прежде всего по русскому языку. Во-первых, это обязательный предмет, во-вторых, самый массовый. Отмечу, что для региона это очень ресурсозатратное мероприятие", – сказала начальник департамента образования Ольга Антонова.
Также в этом году в Ивановской области пройдут пробные экзамены по информатике и английскому языку – к этим предметам в 2022 году у ивановцев проснулся интерес, они стали гораздо чаще выбирать их как дополнительные.
Важно грамотно распределить время
Учитель русского языка и литературы высшей категории ивановского лицея № 67 Галина Туголукова рассказала корреспонденту "ИГ", что в лицее очень серьезно подошли к подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. "В начале года мы проводим "входные" диагностические контрольные работы в формате ЕГЭ. Результаты сообщаем не только детям, но и их родителям, чтобы они смогли объективно увидеть уровень подготовки своего ребенка, который находится в выпускном классе. Ведь всё зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося четко продумано, но и родители должны контролировать подготовку и успеваемость детей, быть им помощниками. Поддерживать ребенка – значит верить в него", – считает Галина Туголукова.
Так как лицей самостоятельно проводит пробные экзамены не первый год, репетиция ЕГЭ по русскому языку у них прошла по графику, в марте.
Галина Туголукова рассказала, что для тренировки учителя пользуются тестами, которые позволяют детально проработать тему. Каждое задание надо решить по алгоритму 15-20 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Любой тематический блок завершается проверочной работой, чтобы ученики поняли свои пробелы в знаниях, пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.
"Огромную трудность для учащихся 11-х классов, на мой взгляд, вызывает написание сочинения в части "С" – ребятам нужно создать свой текст на основе предложенного для анализа. Это сочинение-рассуждение, за которое можно получить чуть больше трети всех баллов на экзамене. На выполнение всех этих сложных заданий по русскому языку отводится всего 3,5 часа. В моей практике есть случай, когда ученица, получившая золотую медаль, не успела переписать на бланк вывод. Были сняты баллы. Обидная и досадная ситуация", – отметила Галина Туголукова.
По мнению педагога, пробный экзамен надо проводить обязательно, а ребятам участвовать в нем. Ведь процедура приближена к реальной, проводится инструктаж по правилам поведения во время испытания. Ученики понимают, что они окажутся один на один с вариантом ЕГЭ, рядом не будет ни телефона, ни учителя, ни товарища, у которого можно что-то спросить. Выполнив все задания на репетиционном экзамене, школьники смогут объективно увидеть, насколько они готовы к реальной сдаче предмета.

Пробный экзамен дает возможность выпускникам проверить силы, понять, на чем нужно сконцентрировать внимание во время подготовки. "Он поможет правильно распределить время во время выполнения экзаменационных заданий. Дети, у которых повышен уровень тревожности, увидят, что не так всё страшно, будут психологически более устойчивы. Ведь тот, кто сдавал пробный, спокойнее чувствует себя на основном ЕГЭ, а следовательно, и результаты его будут выше", – уверена Галина Туголукова.
Кроме репетитора помогают онлайн-курсы
Выпускница комсомольской школы № 1 Дарья Герасимова считает, что пробные экзамены проводить нужно, так как это помогает ученикам понять, как они поведут себя в стрессовой ситуации, увидеть слабые места.
"В моей школе предусмотрено деление на профили, что существенно упрощает подготовку, потому что у меня сейчас нет "лишних" предметов, к которым мне нужно готовиться (физика, биология, география). Наоборот, есть дополнительные занятия по профильным дисциплинам, на которых мы изучаем теорию и решаем задания для ЕГЭ", – рассказала девушка.Помимо подготовки в школе Дарья занимается у репетитора по русскому языку и в онлайн-школе по обществознанию и истории. "Первую половину учебного года моя подготовка по истории была направлена не на ЕГЭ, а на олимпиады, что помогло мне вспомнить старый материал, освоить новый. Но сейчас я сосредоточилась именно на формате ЕГЭ, потому что до экзамена осталось не так много времени. Репетитор и онлайн-курсы помогают сделать мою подготовку более эффективной", – отметила собеседница.
Не стоит говорить о провале заранее
По словам ивановского семейного психолога, автора онлайн-курсов для педагогов Марии Верал, сдача экзаменов – это всегда стрессовая ситуация. А стресс может как способствовать успеху, так и лишить человека активности.
"Почему же родители и дети так остро переживают во время сдачи ЕГЭ? Потому что рисуют в своем уме картины несуществующего ужасного будущего: "А если не сдаст? А если не наберет нужные баллы?" Взрослые "накручивают" себя, ведь потом им же и придется решать возможные проблемы со своим ребенком, например, из-за того, что тот не поступит в вуз. И в итоге они давят на детей", – поясняет специалист.
Между тем. Мамы и папы ивановских одиннадцатиклассников 23 марта приняли участие во Всероссийской акции "Единый день сдачи ЕГЭ родителями" – впервые они попробовали свои силы в ЕГЭ по математике (в прошлом году сдавали русский язык).
Акция прошла в шестой раз, ее цель – помочь детям и родителям снять лишнее напряжение, которое возникает перед сдачей экзаменов, и познакомить общество с процессом сдачи ЕГЭ. Сдать экзамен, который прошел в ивановской школе № 56, решились 18 человек.
Родителям дали один час на выполнение заданий (для акции организаторы разработали сокращенную версию испытания – в остальном же взрослые прошли весь путь выпускников). Эксперты зафиксировали, что с экзаменом родители в целом справились успешно. На отлично задания выполнили 20% участников, на хорошо – 40%. Не справился с испытанием один человек.
Нередко еще и педагоги пугают учеников и их родителей, тем самым увеличивая уже существующее напряжение.
Поэтому, советует Мария Верал, во-первых, нужно понять, что никакой катастрофы не случится, даже если ребенок экзамен не сдаст: "Честно говоря, я не встречала еще тех, кто бы вообще не сдал ЕГЭ. В любом случае мир всё равно не рухнет. Не хватило баллов, можно пересдать или поступить в другое учебное заведение. Есть масса вариантов, что еще можно будет сделать. К тому же в нашей жизни всё стремительно меняется. Поэтому лучше всего настроить себя и вашего ребенка на спокойствие и уверенность, что в любом случае мы вместе найдем варианты, куда дальше идти и что предпринять".
Волноваться во время сдачи экзаменов – это нормально! Но в рамках разумного, иначе школьник не сможет сосредоточиться и верно ответить, даже если всё выучил – впадет в ступор. Психолог советует не забывать про семейную поддержку друг друга, взаимное участие в решении проблем: "Ты справишься, а мы будем рядом".
"Для того чтобы быть увереннее на экзамене, необходимо оценить свои способности заранее. И если у ребенка действительно слабые знания, ему трудно дается учеба, нужно принять меры – возможно, позаниматься с репетитором. То есть важно не тревожиться и не бояться того, чего еще не произошло, а совершать конкретные действия, которые помогут справиться с ситуацией и хорошо сдать экзамены", – считает Мария Верал.