Вместо соцкарт – "МИР" и EMV

30 декабря 2020 08:02

С 1 апреля льготники будут ездить только по банковским картам "Мир", а по социальным картам и универсальным картам школьников – только первые три месяца наступающего года

История с "Кранбанком" не повторится

В соответствии с изменениями в губернаторский указ "О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в переходный период, с нового года, начнут действовать новые льготные транспортные карты национальной платежной системы "Мир". Школьникам-льготникам младше 14 лет будут выдавать пластиковые карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA). И та и другая – с присвоенным статусом "льготной транспортной карты".

"Теперь жителям области, имеющим право на льготный проезд, не придется иметь при себе две карты – социальную и банковскую. При этом расширятся их потребительские возможности: одной и той же картой можно расплачиваться за проезд, за покупки в магазинах, совершать другие платежи", – цитирует начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрия Вавринчука пресс-служба правительства.

По словам руководителя ведомства, изменение системы оплаты проезда льготных категорий граждан – мера вынужденная. Действующий сейчас механизм организации льготного проезда не позволяет обеспечить защиту денежных средств на счетах людей.

Все находящиеся на банковских картах средства для оплаты льготного проезда будут защищены в соответствии с Федеральным законом № 177-­ФЗ "О страховании вкладов…". На них будет распространяться положение о выплате возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев.  

"Это полностью исключит повторение ситуации с "Кранбанком", у которого после отзыва лицензии в декабре 2019 года были заблокированы социальные карты жителей и средства граждан "зависли" на счетах кредитной организации", – пояснил Дмитрий Вавринчук.

Для льготного проезда нужно собрать пакет документов

С 1 апреля Ивановская область переходит на новую систему организации льготного проезда в общественном транспорте. Отбор оператора и постепенная замена карт будут происходить в переходный период до 1 апреля. Три месяца прежние способы оплаты (с помощью социальных карт и карт школьника) будут действовать. Но к окончанию этого периода все, кто имеет право на льготный или бесплатный проезд, должны иметь на руках чипированную бесконтактную карту "Мир". Для этого следует обратиться в любой банк с заявлением об оформлении карты "Мир" с присвоенным статусом "льготной транспортной карты". Те, у кого уже есть карта бесконтактной оплаты "Мир", также должны обратиться в банк для привязки к ней статуса льготника.

Пакет документов для всех совершеннолетних граждан един: заявление с согласием на обработку персональных данных, документы, удостоверяющие личность, СНИЛС и банковская карта.

Родителям школьников до 14 лет, имеющим право на бесплатный проезд, за оформлением пластиковой карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA) с присвоенным статусом "льготной транспортной карты" нужно будет обратиться с пакетом документов в школу. При этом потребуются: заявление, свидетельство о рождении, фотография ребенка, СНИЛС, документы, подтверждающие право на предоставление мер соцподдержки, а также удостоверяющие личность законного представителя и подтверждающие их полномочия.

"Торопиться не стоит. До 1 апреля социальные карты и универсальные карты школьника с транспортным приложением будут действовать", – пояснил замначальника профильного департамента Денис Марченко.

"Расчетные решения" хотят стать оператором транспортных карт

Выпуском карт стандарта ЕМV, обслуживанием платежей и терминалов будет заниматься оператор, которого департамент определит на конкурсной основе. Терминалы для оплаты проезда перевозчики получат на основании заключенных с ним договоров. В департаменте обещают, что конкурс будет открытым. Участвовать в нем сможет любая компания, отвечающая требованиям, изложенным в конкурсной документации.

Велика вероятность, что оператором карт с транспортным приложением будет дочерняя компания Сбербанка "Расчетные решения".

В сентябре Сбер объявил, что в 2020 году проезд в общественном транспорте с помощью эквайринга Сбербанка был оплачен 500 млн раз. "Сегодня транспортный эквайринг Сбербанка работает на 47 000 транспортных средств в 120 городах России, и эти цифры продолжают увеличиваться", – цитирует пресс-служба банка директора дивизиона "Эквайринг и банковские карты" Сбербанка Дмитрия Малых.

В конце ноября проект Сбера получил национальную премию "Формула движения" в номинации "Лучшее решение в области пассажирского транспорта". Проект банка в Твери и Тверской области "Инновационные цифровые сервисы для пассажиров на общественном транспорте" реализован на IT-платформе дочерней компании Сбера – "Расчетные решения". В Твери на базе банковских карт доступны различные проездные для всех категорий граждан. В рамках проекта исключительно для льготников запущена система "Social ID", которая позволяет оплачивать проезд со скидкой картой "Мир" любого банка.

"Полное внедрение системы планируется в 2021 году, для этого необходимо провести конкурсные процедуры в соответствии с требованиями ФЗ, – сообщила в ответ на запрос "ИГ" пресс-служба ивановского отделения Сбербанка. – Регион утвердит необходимые правовые документы, после этого оператор заключит договор со всеми участниками системы. Внедрение технологии "Social ID" – это следующий шаг реализации транспортного проекта в регионе, который позволит гражданам отказаться от проездных старого образца и пользоваться новой, более современной технологией, которая прекрасно себя зарекомендовала в других регионах, где проект уже реализован. Внедрение технологии "Social ID" станет возможно после проведения всех необходимых конкурсных процедур".

Специальный мониторинг системы, поясняют в Сбербанке, позволит отслеживать пассажиропоток на каждом маршруте. А значит – выстроить более удобную маршрутную сеть в регионе и увеличить количество бортов там, где это необходимо, переведя транспортные средства с менее популярных. Уже сейчас "сберовскими" терминалами оснащены 120 ивановских троллейбусов (ежедневно на рейс выходят 80). К транспортному проекту подключили и десять муниципальных автобусов в Пестяках.

"Банк выступает инвестором в части оснащения перевозчиков необходимым оборудованием, – говорится в ответе на редакционный запрос. – Сложно судить об объемах инвестиций до полноценного запуска проекта, тем не менее банк будет готов предоставить оборудование всем перевозчикам, присоединившимся к транспортной системе".

Перевозчики опасаются роста расходов

Впрочем, техническая возможность, как выяснилось, есть и у нынешнего оператора универсальных карт оплаты проезда во всех видах городского общественного транспорта на территории Ивановской области – компании "ИБТ".

"У нас заключен договор с другим банком, и терминалы могут принимать банковские карты с транспортным приложением, – рассказала директор "ИБТ" Марина Новожилова. – Большинство транспортных средств сейчас работают на наших терминалах. Но в отличие от обладателей сбербанковских терминалов наши перевозчики платят всего 3% с каждой транзакции, а не 7%".

Перевозчики также поделились своими опасениями: они ожидают значительного роста расходов. Если до сего момента они могли приобрести терминал в собственность за 7000 рублей или в аренду за 1300 в месяц, то терминалы от Сбера им предлагали за 25 000 руб., при этом комиссия за транзакции обозначена в размере 10%.

Понятно, что такие расходы при существующих тарифах перевозчиков не устраивают. И вполне вероятно, что в новом году повысится тариф, несмотря на заверения профильного департамента о недопущении такого сценария до повышения качества обслуживания (в один из критериев которого, по словам Дениса Марченко, входит и обеспечение возможности безналичной оплаты проезда).

Мы обратились в Сбер за комментарием, и там нам рассказали, что Сбербанк не продает оборудование перевозчикам. В случае подключения перевозчика к транспортной системе региона, которая регулируется соответствующими правилами, размещенными на сайте оператора системы АО «Региональный информационный центр», оборудование и его сервисное обслуживание производится на безвозмездной основе, а тариф по транзакциям не превышает 5%. В случае отсутствия транзакций с перевозчика не взимается никакой дополнительной оплаты.  Безналичная оплата проезда повышает качество обслуживания пассажиров и доступность инфраструктуры региона, особенно в текущих условиях пандемии, когда все стремятся минимизировать контакты, и бесконтактные сервисы стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

 Правом льготного проезда пользуются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

дети из многодетных семей

ветераны труда

труженики тыла

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

 

Читайте также
В Ивановской области изменится цена билетов на пригородные поезда
Стоимость проезда в троллейбусах в Иванове вырастет на два рубля
Курировать здравоохранение в Ивановской области будет новый зампред правительства