10 секунд – и ты на стекле

11 июля 2017 15:41

Ивановец Дмитрий Спесивцев один из немногих в стране увлекается уже забытым видом фотоискусства – амбротипией.

Фотопленочный четверг

«Сначала я фотографией просто баловался – в школе даже из-под парты снимал. Потом был цифровой фотоаппарат у жены – она щелкала детей. Но в какой-то момент он сломался. Я понес его в ремонт, но выяснилось, что за починку мне придется отдать ту же сумму, что и за новую камеру. А по пути мне попалась барахолка. Там и купил себе пленочный фотоаппарат со вспышкой и сменным объективом. Вот примерно так всё и началось».

Справка
Первым методом получения фотографий была дагеротипия, изобретенная французом Луи Дагером еще в 1829 году. Амбротипия была создана англичанином Федериком Скоттом Арчером несколько позднее – в 1851 году. Его открытие позволило значительно удешевить и ускорить процесс получения изображения. Кроме того, изобретение не было защищено патентом, а значит, им могли пользоваться все желающие. И только в 1871-м появляется процесс, похожий на получение привычных многим пленочных фотографий. С 1880-х годов начался массовый выпуск камер, пленок и фотобумаги.

Сегодня Дмитрий Спесивцев – фотограф, один из немногих в нашей стране, кто создает амбротипы (фотографии на стекле): «В Иванове больше никто этим не занимается. Есть ребята в Москве, есть в США. Вообще, у нас очень небольшое сообщество, поэтому стараемся общаться».

Мне удалось понаблюдать за процессом создания такого снимка в рамках собрания ивановского клуба любителей пленочной фотографии, который, кстати, открыт для посещения и носит название «Фотопленочный четверг». Если вбить такое словосочетание в строку поиска в браузере, то вы легко его найдете.

Зачем фотографу мантия?

Итак, чтобы получить амбротип, сначала нужно подготовить стекло. Его протирают смесью спирта и меловой крошки – так лучше закрепить изображение. После этот кусочек стекла аккуратно покрывают коллодием и оставляют его в нитрате серебра на некоторое время.

ЦИТАТЫ
«Я несколько раз бросал это дело, продавал оборудование. Мне казалось, что увлечение отнимает слишком много времени. Но потом опять покупал камеры и начинал снимать снова. Это дело меня не отпускает».

«Несмотря на то что сейчас всё меньше людей занимаются аналоговыми снимками, найти реактивы стало проще».

С этого момента у фотографа есть примерно 10 минут, чтобы скомпоновать кадр, навести резкость, сделать снимок и начать его проявку. Иначе вещество на стекле, которое помещается в фотоаппарат, застынет и всё придется начинать заново. Поэтому строить композицию кадра начинают еще до того, как проводят все необходимые манипуляции с химическими веществами.

В отведенные 10 минут фотограф ныряет под черную мантию аппарата, смотрит на картинку (которая к тому же перевернута вверх ногами), пересаживает моделей, меняет освещение. Кстати, если кто-то, смотря старые фильмы, задавался вопросом: «Зачем нужно накрываться темной тряпочкой?», то вот ответ: так лучше видно тусклое изображение, которое проявляется на стекле.

Обездвиживание и застывшие улыбки

Непросто приходится и объектам съемки. Если цветам или вазам абсолютно всё равно, сколько времени стоять на столике, то люди – существа подвижные. Так что перед теми, кто хочет получить свое изображение таким методом, возникает нелегкая задача.

Светочувствительность пластин очень невысока, поэтому приходится компенсировать ее большой выдержкой. Говоря простым языком, вам придется неподвижно сидеть перед камерой не менее 10 секунд. И еще желательно не дышать, чтобы даже минимально не двигаться.

Дмитрий Спесивцев фотографировал еще из-под школьной парты.

На самой камере вообще нет никаких кнопок. Фотограф просто открывает крышку объектива на необходимое время – таким образом и получается кадр.

Конечно, сейчас эта технология является раритетной, а когда-то она была прорывной. Особенно на контрасте с дагеротипией, при создании которой моделям приходилось сидеть неподвижно по 15 и более минут. Становится понятно, почему на старых фото так редко можно увидеть улыбающихся людей: изображать счастливое лицо более четверти часа достаточно сложно.

Но всё же жизнь моделей старались и стараются упростить. Голову, например, поддерживают с помощью специальной стойки. Свет не должен бить в глаза – так проще заставить себя не моргать.

На заключительном этапе поможет фен

И финальная часть работы – проявка и закрепление. На стекло выливается проявитель, и мы можем наблюдать, как на поверхности вырисовываются человеческие фигуры.

Это интересно
Изображение на амбротипах черно-белое. Все цвета, в том числе и красный, с фотографий пропадают, поэтому губы моделям часто красят в черный.

В итоге мы получаем полупрозрачное изображение на стекле. Всё. Это единственный подлинный экземпляр. Конечно, сейчас при помощи сканера можно перевести его на компьютер, но ведь основная «фишка» заключается именно в том, что получаемое произведение уникально.

В завершение процесса стекло подсушивают обычным феном и устанавливают на деревянную раму – досыхать. А после с одной стороны покрывают черной краской и закрепляют изображение лаком. Так картинка делается практически вечной. «Я видел амбротипы, которым по 150 лет – они совсем не стареют и не теряют качество», – с восхищением рассказывает Дмитрий Спесивцев.

Процесс проявки амбротипа.

Наталья МУХИНА

Читайте также
Компания «Газпром газораспределение Иваново» напомнила потребителям правила пользования газом
В Иванове у светофоров на перекрестках появятся дополнительные секции
Движение по мосту через Уводь на трассе Иваново – Ярославль открыто по обеим полосам