Перешедшие на сторону агрессора

6 декабря 09:20

После окончания Великой Отечественной войны органы безопасности не прекращали работу по розыску и привлечению к ответственности преступников, запятнавших себя пособничеством фашистам. Региональное УФСБ рассекретило два уголовных дела в отношении лиц, добровольно служивших в карательных отрядах вермахта. Жизненные пути этих людей во многом схожи: плен – добровольный переход на сторону врага – служба палачами у фашистов – неминуемая расплата за предательство.

Вещи расстрелянных забирали себе

Одним из пособников фашистских оккупантов был уроженец Белорусской ССР Черняк. Осенью 1941 года под Смоленском он сдался в плен немцам. На допросе выдал врагу известные ему данные о вооружении и личном составе своей части, составляющие государственную тайну. Вернувшись в родную деревню Малые Водовичи, добровольно поступил на службу в немецкую полицию.

Из протокола допроса Черняка: "Отец предложил мне вступить в полицию с тем, чтобы избежать угона немцами в Германию… В полиции я служил с мая 1942 года по август 1943-го. Выполнял разные функции: выезжал в села по сбору продуктов питания для немцев, участвовал в операциях против партизан, арестовывал лиц из числа советских граждан, поддерживающих связь с партизанами".

В конце 1942 года за связь с партизанами полиция арестовала жителя деревни Огородники Николая Филинского. Его расстреляли. Такая же участь постигла и Василия Захаренко из Малых Водовичей, которого расстрелял лично Черняк. Согласно свидетельским показаниям Марии Захаренко, полицейский был причастен к расстрелу и всех ее близких родственников: "Осенью 1942 года к нам приехало много полицейских. В дом вошли Черняк и Кузменко, забрали моего мужа, его отца и мать. Всем связали руки и увезли в деревню Прудок, где в тот же день в числе еще трех человек всех расстреляли. Вещи расстрелянных полицейские забрали себе".

Скрыв причастность к преступлениям, устроился лесником

В августе 1943 года группа полицейских, служивших вместе с Черняком у фашистов, перешла на сторону партизан. Черняк, несмотря на то что остался на службе в полиции, всё равно был арестован немцами. На допросах он каждый раз изъявлял намерение продолжать "честно и добросовестно служить немецким властям". 

Находясь в тюрьме, Черняк был завербован и дал письменное обязательство работать в пользу немецкого командования в тылу советских войск. Был направлен в Германию, где содержался в различных лагерях для военнопленных. В 1945 году уроженец Белоруссии попал к американским войскам, его передали советскому командованию. При проверке он скрыл свою причастность к преступлениям, что позволило ему вернуться в Советский Союз и устроиться на работу в лесное хозяйство в Кинешемском районе. Но сотрудникам УМГБ Ивановской области удалось установить все факты преступной деятельности Черняка.

В 1947 году военный трибунал Горьковского гарнизона признал преступника виновным в измене Родине и переходе на сторону врага. Его приговорили к 25 годам с конфискацией имущества. Впоследствии многочисленные жалобы Черняка о смягчении ему наказания отклонялись и оставались без удовлетворения.

Сжигали деревни, жителей отправляли на каторжные работы

Уроженец Юрьевца Тихомиров в 1942 году, сдавшись в плен в районе Керчи, был направлен в лагерь для военнопленных в Винницу. Выдавая себя за лейтенанта Красной армии, Тихомиров добровольно поступил на службу к немцам. Его зачислили в отдельный немецкий "казачий полк".

Из протокола допроса Тихомирова: "Офицер через переводчика объявил о том, что из нас немецкое командование сформировало воинское соединение, которое будет называться 8-м казачьим полком и предназначается для охраны и наведения порядка в немецком тылу, будет принимать участие в борьбе с партизанами. При этом он заявил, что все те, кто не желает служить в этом полку, могут выйти из строя. Из строя никто не вышел". 

Как командир взвода Тихомиров неоднократно участвовал в боевых операциях против партизан и частей Красной армии, занимался изъятием продуктов и скота у мирных граждан, участвовал в поджогах населенных пунктов и угоне мирных жителей на каторжные работы в Германию, охранял военные объекты врага. Немецкое командование оценило "старания" предателя и произвело его в чин унтер-офицера.

Во время наступления Красной армии на завершающем этапе войны оккупанты и их пособники оставляли после себя выжженную землю. Так случилось и в одном из населенных пунктов в районе Дедовичей (Белорусская ССР). Из показаний Тихомирова: "Из немецкой комендатуры поступило распоряжение выселить всех жителей села (не помню название), а само село сжечь. Жителям было предложено в течение двух с половиной – трех часов покинуть деревню. В поджоге принимал участие мой взвод.

Вопрос: Куда были выселены жители сожженного вами села?

Ответ: Жителей мой взвод доставил в немецкую комендатуру, а оттуда их направили на станцию, где погрузили в вагоны и отправили в Германию..."

За совершение данного преступления Тихомирову был присвоен новый чин фельдфебеля, а чуть позже вручена медаль "За храбрость" II класса для народов Востока.

Предателю вручили медаль "За победу над Германией"

Тихомиров был переброшен немцами в Пруссию, где сражался против частей Красной армии. В самом конце войны уроженец Юрьевца выдал себя за пленного красноармейца. Его зачислили в 57-й гвардейский стрелковый полк. Даже вручили медаль за "За победу над Германией".

Однако летом 1946 года в УМГБ Ивановской области поступила автобиография Тихомирова на немецком языке, заверенная печатью с орлом и свастикой. Добытый контрразведчиками трофейный документ стал одним из вещественных доказательств по делу предателя.

Военный трибунал Ивановского гарнизона признал Тихомирова виновным в государственной измене и переходе на сторону врага. Ему назначили наказание в виде ссылки на каторжные работы сроком на 20 лет с конфискацией имущества.

Использованы материалы УФСБ

 

Сергей ВЕТРОВ

Читайте также
Как Симонян помог "Текстильщику" сохранить профессиональный статус
Теперь госпаблики открываются и в национальном мессенджере MAX
Ивановский фонд поддержки предпринимательства совершил "Прорыв года"