"С куклами работать сложнее, чем в драмтеатре"

3 ноября 09:00

Полвека на сцене областного театра кукол отметила Татьяна Терентьева. Думается, один из главных секретов ее творческого долголетия – в умении сохранить в своей душе ребенка, который добавляет образам естественность и непринужденность. Ивановские зрители разных поколений знают добрые и озорные, романтичные и мечтательные работы Татьяны Васильевны в спектаклях "Госпожа Метелица", "Волшебное кольцо", "По щучьему веленью", "Про Спящую красавицу", "Снежная королева"...

Общались с Окуджавой, видели Высоцкого

 – С чего началось ваше увлечение театром? С детства мечтали стать актрисой? Как родители отнеслись к вашему жизненному выбору? 

– Я из очень простой рабочей семьи: мама всю жизнь трудилась на Меланжевом комбинате, папа – на БИМе, а позднее – лесником в пригородном лесничестве.

Примечательна история их знакомства. Папа родом из Брянска. Воевал. Получив ранение, попал в госпиталь в Иванове. А мама помогала там медсестрам. Так они и познакомились. После Победы папа специально приехал в Иваново, чтобы найти мою маму. Здесь они поженились и остались строить мирную жизнь.

СПРАВКА. Актриса-кукловод высшей категории Татьяна Терентьева родилась 26 марта 1952 года в Иванове. Окончила областное училище культуры (курс Регины Гринберг, специализация "руководитель народных театров"), затем получила высшее образование в Ярославском театральном училище. С 1975 года служит в труппе Ивановского театра кукол. Лауреат театральной премии имени народного артиста СССР Льва Раскатова "За честь, достоинство и верность актерской профессии". Участница всероссийских и международных фестивалей театров кукол в Индии, Польше, Германии, Австрии.

В те времена на фабриках часто распространяли билеты в театр. Родители очень любили ходить в музыкальный и драматический и, конечно, брали меня с собой. Так что любовь к театру у меня от родителей. Когда я стала актрисой, папы уже не было в живых, а мама отнеслась к моему выбору с одобрением.

– Вам довелось учиться у основательницы театра имени Высоцкого легендарной Регины Гринберг. Расскажите, пожалуйста, об этом времени.

– Регина Михайловна была человеком уникальным, одаренным, увлеченным. Помимо того, что она прекрасный педагог, Гринберг – создатель по-настоящему культового поэтического театра. В годы учебы я была занята в нескольких спектаклях ее театра. Один из них – "Замок надежды" по стихам и песням Булата Окуджавы – помнится мне особенно ярко. Сам Булат Шалвович приезжал на творческую встречу с труппой театра Гринберг. Было очень интересно.

Татьяна Терентьева: "Дети здороваются со мной на улице". Фото: Сергей НАСОНОВ

Надо признать, что театр Гринберг стал настоящим явлением, передачи о спектаклях снимало Центральное телевидение, нас навещали ведущие актеры Союза. Ну и, кроме прочего, ярко помнится, как Регина Михайловна возила своих артистов на спектакли Театра на Таганке, где мы видели живого Владимира Высоцкого. Это абсолютно незабываемые впечатления.

…После окончания училища культуры я по распределению три года работала в Доме культуры Нижнего Ландеха (Пестяковский район). Вернувшись в Иваново, пошла на прослушивание в Ивановский театр кукол. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с этим коллективом.

Первая роль – держать корзиночку для главной героини

– Ролей, сыгранных вами за эти годы, не счесть. Есть ли среди них любимые?

– Самый первый спектакль в этом театре для меня – "Красная Шапочка". Это было скорее обучение. Поначалу я держала корзиночку для главной героини. А потом заболела актриса, выходящая на сцену перед спектаклем и ведущая его, – меня ввели на ее место.

Первой главной ролью стала работа в спектакле "Сэмбо" – про Олененка. Трогательная и полная драматизма постановка, которую я очень люблю до сих пор. Помню, как вышла на поклон после "Сэмбо" и увидела растроганных плачущих детей в зале. Это высшая оценка нашей работы.

"Про тигров и слонов" – один из любимых спектаклей актрисы.

Еще мне очень нравится спектакль "Путешествие к Радуге" – в нем я сыграла четыре роли (Воображение, Черепашку, Королеву и Мышку). К любимым также отношу "Кота в сапогах" (сыграла Принцессу), "Про тигров и слонов" (три роли: Улитка, Муравей и Мама).

– С какими куклами вам интереснее работать? Нравится ли живой план на сцене или всё же тростевые куклы интереснее?

– Тростевые и перчаточные мне нравятся больше. Еще люблю открытый план. Он дает возможность почувствовать себя драматической актрисой. Вообще, в известной степени наша миссия сложнее, чем у артистов театра драмы: работая "живой план" (когда артисты не за ширмой, а на сцене), мы играем сами плюс куклой. Важно, чтобы кукла "ожила". Важно уметь ею владеть. Прожить роль через себя и куклу.

Горящие глаза зрителя не меняются

– Как вам кажется, зритель за полвека сильно изменился?

– Не думаю, что он меняется. Я очень люблю сидеть в зале и наблюдать за зрителями. Знаете, меняются поколения, но чувства, эмоции, горящие глаза – всё те же.

– В чем, по-вашему, притягательность актерской профессии?

– Надо просто любить то, что ты делаешь. И нет ничего лучше, чем видеть благодарность зрителей. Вы знаете, я в известной степени столкнулась с популярностью – дети здороваются со мной на улице, а взрослые при встрече говорят: "Эх, давно мы не были в театре кукол".

– Театр давно стал для вас и работой, и отдыхом, и стилем жизни. И тем не менее остается ли время на какие-то увлечения?

– Люблю читать, вязать, ходить в гости. Я всеядный читатель – обожаю и детективы, и поэзию, и русскую классику.

– Что хотите пожелать театру и зрителям?

– Хороших спектаклей, ролей, уверенности в себе и в завтрашнем дне!

 

 

Беседовал Константин ШПРИНГЕР

Читайте также
О последствиях пьянства за рулем расскажут в автошколах
Для чего нужны конкурсы красоты
Департамент финансов Ивановской области приглашает жителей Ивановской области, представителей общественных организаций, средств массовой информации на публичные слушания по проекту областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.