От тряски начинают болеть зубы
Новый асфальт заканчивается чуть позже выезда из Емельянова Заволжского района. Поворачиваешь налево, под указатель на Есиплево, – и попадаешь будто в другую вселенную. Старый асфальт с выбоинами в полколеса, лужи и грязь. Водители здесь невольно сбрасывают скорость до 10 километров в час, едут змейкой, пытаясь хоть как-то (безуспешно) объехать ямы.
ЦИФРЫ. По сообщению департамента дорожного хозяйства, на территории Заволжского района идет планомерная работа по ремонту дорог, в том числе к малым и отдаленным населенным пунктам. За последние шесть лет в муниципалитете отремонтировано более 90 километров дорог, в том числе региональных – 52,1 километра. Построено 13,4 километра дороги Жажлево – Ильинское (Кинешемский район). Ключевые реализованные проекты: ремонт дорог Заволжск – Колшево – Кострома, Заволжск – Островское, Заволжск – Заречный. В текущем году по программе развития сельских территорий в Заречном капитально отремонтировали дороги по улицам Заречной и Фабричной.
А когда и этот асфальт заканчивается, начинается настоящее грязевое ралли. Жидкая земля по щиколотку засасывает ботинки пешеходов и налипает на машину так, что грязной становится даже крыша. На уклонах дожди вымывают грунт, и из дороги торчат острые булыжники, которые невозможно объехать. В сухую погоду камни из-под колес летят в автомобили, разбивая стекла и царапая кузов. А подсохшая пыль постепенно уминается колесами в "гребенку" – мелкие неровности наподобие стиральной доски, на которых машина идет вразнос.
И как насмешка над местными автомобилистами, которые плетутся по этой дороге, – знак ограничения скорости до 70 км/ч. Даже сделанная для российских условий "Гранта" не выдерживает: после каждой поездки в багажнике расшатываются болты и она начинает скрипеть, как бричка. Некоторые водители пьют в пути обезболивающее, так как от тряски начинают болеть зубы.
Вдоль дороги – заросли борщевика и кустов выше человеческого роста. На мосту через реку Кистегу – первом по направлению к Новлянскому – сквозные дыры. Создается впечатление, что местность заброшенная, но это не так. По данным администрации Заволжского района, в населенных пунктах, которые соединяет дорога регионального значения Емельяново – Новлянское, проживают около 2000 жителей. По этой дороге вынуждены ездить все: и частные автомобили, и рейсовые, и школьные автобусы, и скорая помощь, и пожарные, и почта…

Жидкая грязь по щиколотку – типичная картина осенью и весной
Тормозные колодки у школьных автобусов меняют каждый квартал
"Нового автобуса – у нас на рейсах по этому маршруту ходят пазики – хватает на два года, – рассказал "ИГ" перевозчик Николай Маслов, который обслуживает это направление с 2010 года. – Из-за ужасного состояния дороги транспорт просто рассыпается: трещит кузов, летит ходовая. Мы регулярно проводим капитальный ремонт – укрепляем раму, провариваем все слабые места. Водители отказываются выходить на эти рейсы, говорят, от тряски после поездки всё болит. Дорогу практически не ремонтируют, а там есть по-настоящему опасный спуск с крутым поворотом. Я считаю, это самая тяжелая дорога в области. Хоть бы грейдер почаще ходил да снег зимой чистили".
Ежедневно в любую погоду автобусы возят детей по этой трассе в школы: Воздвиженскую, Есиплевскую и Новлянскую. Директор последней Людмила Смирнова уточнила для "ИГ", что у них учатся дети из села Курень и деревни Фоминское. Школьный автобус тоже ремонтируется часто: каждый квартал из-за износа полностью меняются тормозные колодки.
"Сейчас, дождливой осенью, дорога к нам просто ужасна, – говорит Людмила Вячеславовна. – Такое чувство, что она бесхозная. Да еще и большегрузы ее разбивают – возят уголь, щебень, древесину. Давно пора отремонтировать и мост через реку Колдому: он полностью размыт, там нет поручней и знаков, а мы вынуждены возить по нему детей. Моя мама прожила здесь 80 лет, и всё это время она мечтала о хорошей дороге, но ее так и не сделали..."
Местные жители опасаются за свои жизни: если что-то случится, скорая помощь по месиву и кочкам может не поспеть вовремя. По словам и. о. главврача Кинешемской ЦРБ Татьяны Трофимовой, медтранспорт, объезжающий эти территории, постоянно нуждается в ремонте.

Ремонта хватает до первого дождя
Гендиректор "НСК", обслуживающей дорогу Емельяново – Новлянское, прокомментировать ситуацию не захотел. Алексей Арипов не просто не брал трубку, когда ему звонил журналист, но и сразу после прочтения удалял все сообщения в мессенджере, где я задавала вопросы по состоянию дороги.
"Для устранения образующихся повреждений покрытия участков автомобильной дороги регулярно осуществляются работы по профилированию проезжей части, в том числе с подсыпкой инертными материалами, – ответили на запрос "ИГ" в департаменте дорожного хозяйства и транспорта. – Только в этом году работы выполнялись 24 апреля, 2 июня, 26 июля, 7 августа, 19 и 24 сентября. При необходимости они будут продолжены. Кроме того, на дороге заменили и выправили дорожные знаки, окосили обочины, выпилили кусты и деревья, ограничивающие видимость".
Две даты грейдирования и подсыпки дороги местные жители связывают с визитами в Заволжский район прокурора области Андрея Жугина. Первый раз он приезжал в июле, в числе прочих принял жалобу и на состояние дороги, распорядился возбудить административное дело в отношении подрядчика, занимающегося ее ремонтом. И буквально через пару дней дорогу подсыпали и тщательно прогрейдировали.
Второй раз относительный порядок навели в сентябре – уже не после, а перед визитом прокурора. Вот только каждого такого "ремонта" хватает до первого дождя, а потом дорога снова возвращается к состоянию "поверхность Луны с кратерами". Ситуацию может спасти только асфальтобетонное покрытие, уверены местные жители.
Цена вопроса – 2 миллиарда
Уже многие годы селяне пишут жалобы во все инстанции. В 2022 году дорогой начала заниматься депутат Волжского поселения Наталья Сорокина. В том числе благодаря ей после прокурорской проверки на департамент дорожного хозяйства был подан иск в суд, по которому дорогу обязали отремонтировать до конца 2023-го. Вот только полноценных работ так и не было. В этом году Наталья Сорокина отправила в прокуратуру 319 (!) обращений местных жителей, недовольных трассой, но по подведомственности их спустили в район.
Глава администрации Заволжского района Николай Костров на официальный запрос "ИГ" ответил, что, действительно, жалобы поступают, о чем был информирован департамент дорожного хозяйства, – именно он отвечает за состояние региональной трассы. Департамент в свою очередь ответил "ИГ", что обустройство асфальтобетонного покрытия, о котором мечтают местные жители, на протяжении всей дороги, а это 28,5 километра, по предварительным расчетам будет стоить около 2 млрд рублей. "Реализация подобных капиталоемких проектов невозможна без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета", – ответили чиновники.

Председатель комитета областной думы по жилищной политике и ЖКХ Александр Фомин ответил на обращение местных жителей, ссылаясь на департамент, что пока сроки ремонта названных дорог не определены. "Но с учетом состояния дороги и жалоб населения вопрос о ремонте останется на контроле. Совместно с депутатом областной думы Сергеем Мазаловым будет проводиться дальнейшая работа по включению автомобильных дорог в приоритетный план реализации национального проекта "Инфраструктура для жизни".
"Мы тоже люди, мы платим налоги, мы живем здесь всю жизнь, – говорят селяне. – У нас места какие красивые, Волга! А район не развивается, в том числе из-за убитых трасс. Неужели мы недостойны элементарной асфальтовой дороги?"
В ТЕМУ. В ковидные времена разбитая дорога до Жажлева Заволжского района едва не стоила жизни жителю Ласкарихи. "Осенью у мужчины случился инсульт, – рассказала "ИГ" и. о. главврача Кинешемской ЦРБ Татьяна Трофимова. – Проехать по дороге через Жажлево было невозможно, паром не работал, а в объезд предстояло бы везти пациента 400 километров. Ночью медицинскую помощь оказала фельдшер Стиберского ФАПа, а утром состояние мужчины стабилизировалось и благодаря содействию сотрудников МЧС его перевезли на лодке до Решмы, где уже ждала бригада скорой помощи".



