Сложные термины Наталья Безсинная делает проще для восприятия учеников с помощью экспериментов, исследований и творчества. Такие интегрированные занятия уже не раз приносили ей победу в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
Мама с бабушкой рассказали о вреде зубрежки
Желание объяснять сложное понятными словами, приводить информацию в стройную логическую систему возникло у будущего учителя еще в кинешемской школе № 1. "В седьмом классе мама и бабушка открыли для меня важный принцип: главное – не зубрежка, а понимание. Помню, как одна теорема по геометрии сначала казалась мне совершенно непонятной, но два часа упорной работы, и всё встало на свои места. А на следующий день я отлично ответила у доски. Это была настоящая победа над страхом и сомнениями!" – рассказывает Наталья Безсинная.
КОНКРЕТНО. За семь лет работы в лицее № 67 Наталья Безсинная покорила немало вершин. Она победитель городского конкурса профессионального мастерства "Педагогический дебют" в номинации "Молодой учитель" (2019 год), первой Всероссийской метапредметной олимпиады "Команда большой страны" (с коллегами в 2021-м), муниципального и регионального этапов конкурса "Педагог года", финалист Всероссийского конкурса "Учитель года" (2024). А в минувшем феврале Наталья Безсинная одержала победу во Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок" среди 200 педагогов из 50 регионов…
В ее классе всегда была здоровая конкуренция между ребятами, многие из них хорошо учились, проводили время в библиотеке за различными энциклопедиями. Такая атмосфера среди одноклассников служила для всех дополнительным стимулом погружения в программные темы.
После школы Безсинная окончила биолого-химический факультет ИвГУ. Работала инженером-микробиологом на производстве. Однако именно в профессии педагога Наталья Игоревна по-настоящему почувствовала себя на своем месте. Ведь школа, по ее словам, подобна живому организму, который растет, развивается, иногда болеет, но всегда борется за жизнь. А дети, как цветочные бутоны, которые в определенный момент раскрываются и радуют окружающих. "Так приятно осознавать и свою причастность к успехам учеников", – признается педагог.
"Услышать" и "понюхать" число Пи
Наталья Безсинная передает детям не только фундаментальные знания, но и учит их замечать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать информацию, стратегически мыслить, видеть, как протекают различные биологические процессы изнутри. Она раскрывает взаимосвязь живой природы с человеком и обществом.
Поиск точек пересечения биологии с другими предметами – одна из главных методических особенностей Натальи Безсинной. Речь идет об интегрированных уроках, в ходе которых музыка, литература, математика, физика и другие предметы помогают получить более полное и всестороннее представление о биологической теме.
"В финале Всероссийского конкурса "Учитель года" урок по теме "Белки: структура, свойства, значение" я начала с мелодии, созданной на основе числа Пи, – рассказывает педагог. – Музыкант Дэвид Мак′Дональд "перевел" первые 122 знака числа в ноты, создав гармоническую композицию. Этот факт стал отправной точкой для разговора с ребятами о связи науки и искусства".
Прежде чем вспомнить строение обонятельного анализатора ученики почувствовали "аромат числа Пи" в переосмыслении парфюмера Юбера де Живанши. С помощью учителя они узнали, как запахи влияют на эмоции, память и поведение. А также обсудили использование запахов в рекламе, гостиничном бизнесе и других сферах жизни.
Леди Макбет, отмывающая руки от крови
На Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок" по теме "Группы крови, переливание крови" ученики Натальи Безсинной разбирали этапы свертывания крови с помощью… трагедии Шекспира. Монолог леди Макбет, отмывающей руки от кровавых пятен, стал метафорой биохимического процесса. В ходе эксперимента, для которого потребовались подкрашенные вода и молоко, дети наносили "реагенты" на планшет, смешивали с "кровью", наблюдали агглютинацию (склеивание и разрушение эритроцитов) или ее отсутствие. После чего определяли группу крови и резус-фактор.
Ценность ежедневного труда медиков педагог показала детям с помощью плакатов и картин XVIII–XIX веков и подтвердила архивными материалами о врачах Ивановской области, фотографиями полевых госпиталей, дневниками медсестер. В подготовку к таким конкурсным испытаниям, длящимся 45 минут, Наталья Безсинная вкладывает годы работы, поисков и вдохновения…
По словам замдиректора, учителя истории и обществознания лицея № 67 Ирины Соваренко, уроки биологии Натальи Игоревны – "знак качества": "Она требовательный педагог, который стремится воспитать в своих учениках любовь к биологии через преодоление учебных трудностей".
Профориентация через водяные бани и pH-метры
С 2023 года Наталья Безсинная – руководитель школьного технопарка "Кванториум". В красивых кабинетах, оснащенных новейшим оборудованием, ребята обучаются по востребованным образовательным программам в сферах био- и нанотехнологий, химии, IT, робототехники...
В итоге уроки биологии превращаются в увлекательные научные исследования. Школьники работают со стереоскопическими микроскопами, цифровыми лабораториями, водяными банями, pH-метрами... Дополняют практические занятия демонстрационные материалы: объемные макеты органов и клеток, коллекции гербариев, окаменелостей и микропрепаратов.
Для пяти- и шестиклассников первые опыты с такой аппаратурой становятся отправной точкой в изучении биологии, пробуждая интерес к науке. А старшеклассники используют возможности технопарка для профессионального самоопределения.
Ученики Натальи Безсинной регулярно побеждают на муниципальных и региональных олимпиадах по биологии, а их работы получают признание на всероссийских научных конференциях.
Выпускница лицея № 67, студентка биологического факультета МГУ Дарья Гусева вспоминает, что уроки Натальи Безсинной заложили основу ее увлечения предметом: "Наталья Игоревна всегда насыщала занятия дополнительным материалом, который вызывал интерес у всего класса. Уровень знаний, полученных на уроке, позволял мне принимать участие в школьных, областных олимпиадах по биологии без дополнительной подготовки".
Директор ивановского лицея № 67 Елена Дмитриева отмечает, что Наталья Игоревна – разноплановый человек, нашедший себя в педагогике: "Как фанат своего предмета, она умело сочетает в работе классику советской школы и современный демократический стиль преподавания".