Археология – наука не только о египетских гробницах и пирамидах. Она еще и о тех, кто жил совсем неподалеку, менял ход истории, оставив в ней след навсегда. Удивительно, что нечто глобальное, загадочное находится совсем рядом.
Передовые технологии добрались и до консервативных наук
– Что такое археологическая экспедиция? Есть ли карьерный рост у археолога?
– Археолог – это историк, поэтому в перспективе можно стремиться к получению степени кандидата или доктора наук. С точки зрения профессионального роста тоже есть что совершенствовать. Сейчас технологии развиваются очень быстро, и даже такие, казалось, консервативные науки перенимают их и внедряют в свои практики. Всему этому приходится обучаться. Например, когда речь идет о съемке и создании ортофотопланов – точных, иногда 3D, моделей раскопа.
Экспедиция – это в первую очередь команда, объединение людей с общей целью, в котором хотя бы один человек должен быть держателем открытого листа (документа, разрешающего проводить археологические работы. Его выдают только заявителю с высшим образованием по специальностям "музейное дело и охрана памятников", "история" или "археология").
КОММЕНТАРИЙ. Екатерина СУББОТИНА, участница Шуйской археологической экспедиции, студентка ИвГУ: – На данный момент в Ивановской области есть только две экспедиции: Шуйская археологическая, которую основали в 2004 году, и Ивановская, зарегистрированная в 2010-м. Только наша экспедиция дает возможность погрузиться в археологию не исключительно специалистам или студентам профильных исторических направлений, но и детям. Чаще всего мы берем школьников от 14 лет, студентов колледжей и вузов. В целом к экспедиции может присоединиться каждый, кто интересуется такими приключениями.
– Как стать участником экспедиции и присоединиться к вам?
– Это очень просто: можно оставить заявку на участие в сообщениях группы "ВКонтакте" "Шуйская археологическая экспедиция".
– Насколько развита у нас в регионе археология?
– Археология нашего края обладает значительным потенциалом, однако развивается медленно из-за нехватки государственных проектов, финансируемых экспедиций и специалистов в этой области. В регионе есть памятники разных эпох: от каменного века до Средневековья. Однако уровень археологической активности и научных исследований здесь ниже, чем в крупных культурных центрах России.
Но, несмотря на трудности, будущее обещает новые открытия и углубление понимания древней истории региона.
– Расскажите про Шуйскую археологическую экспедицию. Как она появилась и когда? Кто ее участники?
– В 1998 году учитель шуйской школы № 8 Ольга Несмиян собрала группу заинтересованных учеников в археологический клуб "КЛИО". Накопленный опыт работы со школьниками и участия в археологических экспедициях и позволил Ольге Альбертовне и ее супругу Владимиру Геннадьевичу в 2004-м создать Шуйскую археологическую экспедицию.
Главная цель – изучение и пропаганда исторического наследия, вовлечение молодежи в научную работу и приобретение навыков обработки исторической информации. Участники экспедиции – воспитанники историко-археологического клуба "КЛИО", ученики и студенты образовательных организаций региона.
Была ли в Плёсе крепость до монголов?
– Почему для исследований вы выбрали Плёс? Сколько лет уже там ведутся раскопки, что хотите найти и зачем?
– Плёс – город с уникальной историей, которая несет в себе массу неразгаданных тайн. И несмотря на то, что здесь ежегодно ведутся научные изыскания, вопросов о прошлом этого населенного пункта еще много. И мы стараемся ответить хотя бы на часть из них. Например, уточнить дату основания города, доказать или опровергнуть существование домонгольской крепости, выявить особенности местного быта...
Наша экспедиция занимается исследованиями на Соборной горе с 2018 года. И за это время мы уже получили сведения об обустройстве быта местного населения, об их военных возможностях, об их досуге. Но вопросы, что собой представляла сама крепость как архитектурный объект и был ли более ранний (домонгольский) прототип, еще остаются открытыми.
Пласты фиксируются каждые 20 сантиметров
– Как проходят раскопки? Выстроен ли какой-то алгоритм: что за чем, кто за что отвечает?
– Организация раскопа как процесса научных изысканий проводится в соответствии с Методикой проведения археологических исследований. Как правило, раскоп закладывается в наиболее перспективных местах. В нашем случае мы ежегодно прирезаемся к прошлогодним раскопам, чтобы расширить горизонт исследований и постараться увидеть более целостную картину.
Раскоп ориентирован по сторонам света, имеет поквадратную разбивку – в этом плане всё строго "по ГОСТу". После разбивки и фотофиксации начинается процесс непосредственного изучения. Мы аккуратными горизонтальными зачистками снимаем грунт, просматривая и перебирая каждую снятую лопату, чтобы ничего не пропустить. Каждые 20 сантиметров проводим промежуточную зачистку и фиксацию пластов. Фиксируем как на фототехнику, так и на чертежи.
Все находки проходят этап первичной обработки (помывка, возможно, консервация), чтобы при дальнейшей работе с ними они не теряли свой внешний вид. После описания и изучения коллекция сдается в музеи (шуйские литературно-краеведческий и историко-художественный, Родниковский краеведческий. Много находок хранится в Плесском музее-заповеднике, музейно-выставочном комплексе "Присутственные места"). Сам раскоп после окончания изучения мы закапываем.

Каждый год археологи прирезаются к прошлогодним раскопам, чтобы расширить горизонт исследований
– Сколько времени выделяете на анализ территории?
– На самом деле, определить временные рамки сложно, так как они зависят от многих факторов: площади раскопа, мощности культурного слоя, количества участников и погодных условий. На территории Плёса продолжительность раскопок, как правило, от двух до трех недель.
– В каких условиях живут археологи? Сколько часов длится рабочий день?
– Участники экспедиции живут в полевых условиях. Рабочий день обычно варьируется в пределах пяти-шести часов – так труд распределяется оптимально и все меньше устают. А в свободное время мы проводим лекции, мастер-классы, квесты и игры. Так что скучать не приходится.
Радоваться даже маленькому наконечнику стрелы
– Пытаетесь ли вы расширить число увлеченных археологией?
– В том числе для этого Шуйская археологическая экспедиция неоднократно выигрывала гранты. Этот год не стал исключением, и мы запустили проект под названием "АрхеоЮность" – в области научного волонтерства, ориентированный на привлечение молодежи к научно-исследовательской работе. Мы хотим создать такие условия, которые помогут пробудить у участников искренний интерес к науке, а особенно к истории родного региона. Несомненно, лучший способ познакомиться с прошлым человечества – стать частью настоящей археологической экспедиции. Участвуя в раскопках, начинающие исследователи получают уникальный шанс прикоснуться к живой истории, учатся интерпретировать находки и осознавать ценность научных открытий. Включение молодежи в активные археологические практики увеличит интерес к отечественной культуре и истории.
Еще мы учим участников основам написания научных работ и формируем устойчивый волонтерский актив, который на постоянной основе будет выходить на разные места раскопок.

Находки после обработки сдаются в музеи Шуи, Родников, Плёса
– Что вы прежде всего цените в своем увлечении?
– Больше всего привлекает ощущение причастности к чему-то великому и неизведанному. Когда держишь в руках предмет, которому сотни лет, чувствуешь невероятную связь времен. Каждый сезон полевых работ приносит сюрпризы и эмоции. Радость от найденной керамики или маленького наконечника стрелы несравнима ни с чем!
Еще одна важная вещь – чувство общности и поддержки, царящее в нашей экспедиции. А самое главное – эта работа учит терпению, внимательности и ответственности. Ведь каждое движение лопатой может повлиять на судьбу целой страницы истории. Археология заставляет задуматься о ценности момента и любой мелочи, помогает смотреть на мир шире и глубже.
МЕЖДУ ТЕМ. В этом году Шуйская археологическая экспедиция уже завершила раскопки в Плёсе. Сейчас идет анализ и обработка результатов. Вероятнее всего, исследователи наткнулись на осадный двор. В прошлом году они нашли крепостные сооружения (предположительно остатки крепости 1410 года).