Убегали на фронт в пятнадцать

27 апреля 2025 11:05

Читательница "ИГ" рассказала пронзительную историю своего дяди, который убежал из семьи на фронт и погиб за четыре месяца до Победы

Мой дядя был слишком молод, чтобы воевать, но добился права сражаться с фашистами с помощью обмана: сказал солдатам, что мать умерла от голода, отец погиб на фронте. Он стал сыном полка. Подорвался на мине, возвращаясь из разведки, – всего за четыре месяца до Победы.

Боролся с поджигателями хлопковых полей

Лев Быков родился в 1928 году в семье участника Гражданской войны – красного офицера, артиллериста. В это время отец его работал директором фабрики "Красная ветка" в Кинешме, где и жила семья. Лев был в ней третьим, младшим ребенком.

В 1930-м отца направили в Среднюю Азию на борьбу с басмачами, которые делали всё возможное, чтобы наши фабрики не получали хлопка: сжигали поля и склады, убивали выходивших на сбор урожая крестьян. За полгода Николай Владимирович изъездил верхом окрестности Самарканда и Бухары, принимал активное участие в вооруженных стычках с бандитами.

После возвращения Быкова-старшего перевели на работу в родное Иваново на фабрику "Красная Талка". Его семье предоставили квартиру в новом квартале по улице Инструментальной в Пустошь-Боре. Здесь, на северной заводской окраине, и прошло детство Льва.

Полетел на крыльях из простыней

Мальчишек во дворе было много. Любили пускать воздушных змеев, играть в "казаки-разбойники", гурьбой бегали через Куваевский лес купаться на Талку, а то и на Валдайское озеро. В вековом бору мешками собирали сосновые шишки для самоваров, а зимой катались здесь с крутых оврагов на санках, повзрослев – на лыжах. Особым шиком, испытанием на смелость были спуски "с трамплинов", когда лыжи, отрываясь от земли, парили в воздухе и далеко не всегда удавалось удачно приземлиться.

Любимыми фильмами у мальчишек были "Парень из нашего города", "Юность Максима" и, конечно, "Чапаев". Его смотрели по пять-семь раз, бегали в ближайший кинотеатр "Великан", что на улице Громобоя. Любили песни "Шар голубой", "Тучи над городом встали". Из последней Лев Быков часто напевал такие строки:

Темные силы метутся, 
Ветер нам дует в лицо, 
За счастье народное бьются
Отряды рабочих бойцов. 

Далека ты, путь дорога.
Выйди, милая, встречай.
Мы простимся с тобой у порога,
Ты мне счастья пожелай.

Бегали на Северный аэродром, что по соседству. Мечтали о небе. Их старшие братья после учебы занимались в аэроклубе.

Все учились в только что построенной школе № 37, четырехэтажное здание которой – до сих пор архитектурная доминанта района. Учился Лев не ахти… Рыжеволосый, сероглазый, ершистый. Примерным поведением он не отличался… Но зато лучше всех во дворе стрелял из самодельного лука.

А однажды стащил у матери простыни из комода и смастерил из них крылья. Забрался на сарай и… полетел! Покалечился, конечно. Но от затеи своей не отказался. Сломанная нога зажила, и он снова начал что-то мастерить. Помешала война…

С передовой писать домой боялся

Ему шел четырнадцатый год. Как переживал он с друзьями, что не успеет подрасти, чтобы сразиться с фашистами! С осени 1942 года начал учиться в ФЗУ при заводе "Ивтекмаш" на родной Инструментальной улице.

Едва дождался, как исполнилось 15 лет, решил с другом бежать на фронт. Добрались на товарняке до Москвы. На Ярославском вокзале друг Слава побежал за кипятком и попался на глаза военному патрулю. Объяснить толком, что он здесь, среди воинских эшелонов, делает, не смог. Его отвели в комендатуру и ближайшим поездом в сопровождении офицера отправили в Иваново. 

А Лёва прибился к солдатскому эшелону, шедшему на фронт. Соврал, что мать у него умерла от голода, отец погиб на фронте, что родных никого не осталось. Изголодал (он и правда был худющий)… Солдаты пожалели парнишку, накормили и взяли с собой как сына полка. 

Позднее Быков служил в разведке на 2-м Белорусском фронте. В боях был ранен и контужен. Награжден медалью "За отвагу".

Ни одного письма Лев домой не прислал, боялся, что вернут с фронта. Куда только не обращалась мать, чтобы разыскать сына. Безрезультатно! А в начале января 1945 года ей пришло извещение: "Ваш сын, Быков Лев Николаевич, 2 января пал смертью храбрых на польской земле у деревни Лясковец", на подступах к Варшаве. Там же и похоронен.

Оказывается, возвращаясь с разведки, он подорвался на немецкой мине. После смерти друзья нашли при нем "медальон" с ивановским адресом матери. Льву не было и семнадцати лет. До конца войны оставалось четыре месяца…

Ирина БЫКОВА

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей