С инфарктом можно столкнуться и до 30 лет
– Юлия, как вам опыт выступления на сцене просветительского проекта "СЛОН"?
– Это было мое первое выступление в таком формате. Абсолютно другое взаимодействие с аудиторией. "СЛОН" для меня – большая точка роста и старт в научпопе.
– Вы ведете научную деятельность в медицине? Или в основном учитесь и работаете?
– Я стараюсь успеть везде: учусь, работаю, изучаю путь пациентов, которые перенесли инфаркт миокарда. Что было с ними дальше, попали ли они на реабилитацию, поддерживают ли связь с больницей, как проходит лечение? Стараюсь собрать больше ответов на эти вопросы.
СПРАВКА. Просветительский проект "СЛОН", реализованный по инициативе молодых ученых Ивановской области, действует с 2023 года. Его цель в том, чтобы популяризировать науку, рассказывая о сложных вещах простыми словами. Кроме молодых исследователей, в Иванове с лекциями выступают всемирно известные ученые. Например, российский астроном Владимир Сурдин рассказал аудитории "СЛОНа" о прошлом, настоящем и будущем освоения Луны, а доктор физико-математических наук Алексей Семихатов выступил с премьерой лекции по квантовой физике.
– Что удалось узнать за последнее время в этой области?
– Выяснила, что очень многие болезни, в частности инфаркт миокарда, помолодели. Встречаются пациенты моложе сорока и даже младше тридцати лет.
– С чем это связано?
– На это влияет очень много факторов, в том числе малоподвижный образ жизни.
Мечтала быть юристом, но поступила в медицинский
– Юлия, вы всегда хотели стать врачом?
– В юности я мечтала быть и юристом, и экономистом – кем только не хотела быть. В одиннадцатом классе мама предложила мне попробовать поступить в медицинский. Получилось. Теперь я врач.
– Чувствуете себя на своем месте или хотели бы сейчас всё поменять и стать экономистом?
– Нет, однозначно не хочу менять профессию. У меня есть четкое убеждение, что человек, который пришел в медицину и сумел погрузиться с головой, никогда уже не сможет ее покинуть. Она уже где-то в сердце.
– Какой вы видите свою карьеру в будущем? Где окажетесь через пять лет, как считаете?
– Мне бы очень хотелось постараться все-таки совместить работу с пациентами, преподавать в любимом вузе и заниматься наукой.
– Наверное, это требует 24 часов в сутки. Это же надо не спать…
– Ну, я как-то справляюсь. Было бы желание. У меня оно огромное!
Пациенты записывают симптомы в тетрадь
– Юлия, на сцене "СЛОНа" в "Солярисе" вы рассказывали про работу терапевта. Скажите, какие сейчас, на ваш взгляд, самые большие сложности у российских врачей?
– Главная проблема – в большом потоке пациентов. У врача есть норматив, регламент по времени на каждого. Но людей приходит намного больше, и каждому нужно уделить достаточно времени, внимания. Не всегда получается. И больные все очень разные. Кто-то охотно идет с нами на контакт, кто-то хуже, что тоже может затруднять работу. Я думаю, что все-таки проблемы коммуникации выходят на первый план.
ШТРИХ. В проекте "СЛОН" ("Солярис. Лекции о науке") Юлия Сербина представила целую детективную историю о том, как терапевты распутывают сложные ситуации. Например, она рассказала случай из практики, когда пациент с тошнотой и болью в животе просил направление к гастроэнтерологу, а на самом деле находился в предынфарктном состоянии и нуждался в помощи кардиолога.
– Вы в своих выступлениях призывали пациентов быть с врачом откровенными, потому что медик просто так, из любопытства, вопросы не задает…
– Да, процесс был бы быстрее и эффективнее, если бы врач и пациент могли найти контакт и больше доверять друг другу.

По словам Юлии Сербиной, если пациент откровенно говорит обо всём, что его беспокоит, это делает процесс лечения эффективнее.
– Возможно, есть что-то, что бы вы хотели сказать пациентам?
– Мне как врачу намного проще, когда пациенты приходят с конкретным запросом. Коллеги меня поддержат, что работа складывается быстрее и продуктивнее, если больной готов четко озвучить всё, что его беспокоит (не тратя время на попытки вспомнить, что же именно случилось). И, конечно, важно прислушиваться ко всем рекомендациям врача, выполнять их от и до.
– Возможно, перед тем как идти к врачу, дома стоит сесть вечером с листочком и ручкой и написать то, что вы хотите сказать специалисту, к которому собираетесь?
– Да, конечно. У нас есть пациенты, которые приносят с собой целую тетрадь, куда записывают то, что их беспокоит. У них сохранились записи перед каждым походом к врачу, и по этому своеобразному дневнику можно отследить всю хронологию болезни.
Чувство неуверенности – путь к развитию
– Чем вы увлекаетесь в свободное время, есть ли у вас хобби?
– Я люблю баню. Это может считаться хобби? А еще обожаю поездки в другие города. Недавно побывала в Твери – интересный город, колоритный. Очень хочется попасть в Казань.
– Какое самое красивое или самое интересное место вы бы назвали из всех, в которых были?
– Санкт-Петербург, в частности Петергоф. Атмосфера здесь позволяет как будто погрузиться в прошлое и оставить свою жизнь где-то за его пределами. Там у меня получается выключиться и переключиться.
– Юлия, напоследок пожелайте что-нибудь вашим коллегам, медикам, которые только начинают свой путь, сомневаются.
– Никогда нельзя бояться своей неопытности. Осознавать, что опыта не хватает, – абсолютно нормально. Если вы чувствуете себя неуверенно, значит, вам есть куда расти. Есть куда развиваться.
Серию интервью с ивановскими учеными, участниками научно-просветительского проекта "СЛОН", читающими лекции в "Солярисе", "ИГ" начала в номере за 4 февраля. Со всеми материалами спецпроекта информационного портала "Известно.ру" можно познакомиться с помощью QR-кода.