Корреспондент "ИГ" побывала в учреждении и побеседовала с директором Алексеем Алябьевым о религиозном образовании и о том, как оно влияет на воспитание детей. Всего в школе 170 учеников, и каждого директор знает не просто в лицо. Он осведомлен об их текущих делах в учебе, переживаниях, отношениях с одноклассниками и в семье.
Перед занятиями заходим в домовый храм, Алексей Михайлович не спеша зажигает свечи у икон и начинает молебен. И как ранние светлячки, в помещении появляются дети, начинают петь вместе с директором. Заходят и преподаватели. После молебна все расходятся по классам. И так начинается каждый учебный день.
Восстановление храма как возрождение миросозерцания
– Алексей Михайлович, как появилась школа?
– Она находится в здании земской школы, основанной в 1911 году, потом здесь же была 38-я средняя школа, а в 1995-м открылась наша православная и вместе с ней кадетский корпус. Учреждение входит в Союз столетних школ России, которые создавались еще до революции и несут в себе смысл христианского воспитания. По стране всего 204 православные школы, это очень и очень мало, учитывая количество всех образовательных заведений. Мы осознаем нашу уникальность и бережно сохраняем давние традиции.
– Как вы стали директором?
– Моя работа здесь началась с 1999 года. Мой друг, художник Владимир Добродеев, предложил мне восстанавливать церковь Георгия Победоносца в Юрьевце. Когда я стал директором, к этому делу присоединились родители и дети. Это был важнейший опыт, который символически отразил в себе становление в современной России православной школы как института. Именно тогда я понял, что восстановление храма – это не просто ремонт здания, а возрождение разрушенного миросозерцания русского человека. Основа православной школы заложена еще крещением Руси. И в том, и в другом случае главная цель – раскрытие Божьего образа в человеке и воспитание православного христианина. Важно добавить, что это еще и сохранение преемственности поколений, осознание ее ценности.
– Как вы строите отношения с учениками и их родителями?
– Первостепенно, конечно, доверие. Оно позволяет достичь по-христиански смиренного восприятия слов того, кому доверяют. Не через рассудок, а сердцем восприняв сказанное, человек готов отказаться от своего суждения и принять мнение другого человека. Второй момент – уважение свободы выбора другого человека, в том числе и его права на ошибку. Для этого потребуется долготерпение, мудрость и любовь. И в-третьих, очень важно иметь личный опыт внутреннего освоения истины, стремление к которой и есть смысл жизни любого человека, осознает он это или нет.
Некоторых учеников отдают на перевоспитание
– На чем основано христианское образование?
– В своей глубине смысл жизни – в любви. А это и есть крест. Умение видеть свой крест, свою судьбу, а для учителя – еще и судьбу своего ученика, и есть христианская педагогика. Я не хочу ломать волю через страх, дети не должны меня бояться, но они должны меня уважать. Стараюсь делать так, чтобы за каждым моим словом был не мой авторитет, а авторитет церкви. По мере взросления детей наши с ними отношения переходят на доверительные.
Задача школы – создавать атмосферу, которая сбережет и приумножит для учеников радость детства. Учитель, бесспорно, должен быть профессионалом в своем предмете, но прежде всего ему нужно быть доброжелательным и уважать ученика.
– Как происходит набор учеников?
– Я не меньше часа разговариваю с каждым родителем, который ко мне приходит. И даже не уговариваю, а… отговариваю. Приглашаю их на молебен, чтобы взрослые присмотрелись и поняли, готовы ли они к тому, чтобы ребенок участвовал в нем ежедневно. Далее выясняю причину желания отдать ребенка в такую необычную школу. Чаще всего к нам приходят дети из православных воцерковленных семей, и мы их как бы аккуратно подхватываем. Так как для воспитания христианина нужна особая среда: дома должно быть как в школе, в школе как дома, а вместе – как в церкви. Тогда у ребенка не возникает в душе противоречий. Не зря у меня в кабинете висит детский рисунок по басне "Лебедь, рак и щука", как напоминание, что мы все должны тянуть в одну сторону, идти к одной цели, а не наоборот.
Есть родители, которые просто ищут среду для перевоспитания, исправления поведения ребенка. Дети в 11–13 лет не справляются с собой и со своими эмоциями, мы помогаем им в этом. У нас есть возможность работать с ними индивидуально. Если человек не справится с собой, это закончится бедой. Детей нужно не заставлять, а направлять, и мы именно этим и занимаемся.
– Но как быть с тем, что ребенок поначалу не способен серьезно верить?
– Сначала дети верят тому, кто искренне верит сам. Потом появляется взрослая вера и от нее – желание жить по заповедям, то есть не как хочется, а как Бог велит. И если ты веришь, то не будешь поступать как хочется, вопреки заповеди. Это внутреннее решение, основанное на определенном понимании мира и себя в этом мире. И воспитание в религиозной среде активно помогает принять его.
МНЕНИЕ. Настоятель ивановской церкви Георгия Победоносца о. Иоанн ЛЬВОВ: – Мой папа, протоиерей Василий, мечтал, чтобы у меня и моего брата школа была православной. Он также знал, что этого хотят многие родители для своих детей. И стал основателем и первым директором православной школы. Она начала функционировать с двумя первыми классами, поэтому обстановка была семейная. Когда я хулиганил, меня отправляли к директору, и надо сказать, это был не просто разговор... Учителя были прекрасные, о многих вспоминаю с благодарностью и молюсь об их здравии. Для меня православная школа послужила хорошим напутствием в жизнь. Образование без воспитания не может принести человеку пользы. Особенно это важно для детей, которые дома росли в православном духе. Такая школа способна помочь взрастить то духовное и высоконравственное, что заложили родители.
Девочки шьют бальные платья
– Правда ли, что дети в школе все друг друга знают и дружат?
– Да, и учатся они без телефонов: на уроках и даже переменах они запрещены. Ребята таким образом больше общаются между собой, сами готовят уроки, больше рассуждают, понимают и запоминают без помощи искусственно собранных материалов.
– Расскажите про предметы: общеобразовательные ведь преподают все без исключения?
– Да, конечно, и потом наши дети, как и все, сдают в конце 9 и 11 классов государственные экзамены. И как хорошо сдают! Поступают в университеты Иванова, Москвы, Санкт-Петербурга, военные и духовные училища, семинарии.
Из богословских предметов у нас изучают основы православной веры (в начальной школе просто беседуют со священником), церковно-славянский язык, церковное пение и каллиграфию. Эта база нужна, чтобы человек, придя в церковь, уже знал, на каком языке идут службы, что такое литургия... Вера – это сознательная, стройная система, и для нее важно понимание основ.
![](https://ivgazeta.ru/images/2025/02/04/24751c1349474e7ba14eac84e84d69f3.jpg)
При православной школе работает Морской кадетский корпус.
Если говорить про дополнительные занятия, то девочки у нас шьют бальные платья, а потом выступают в них на Кремлевском балу, на который наши выпускники ездят каждый год. Все дети, особенно мальчики, прекрасно подготовлены физически. Летом мы проводим "Уроки под открытым небом", чтобы обеспечить развитие целостного мировидения школьника и мягко погрузить его в мир вне стен классов. Дети отправляются в путешествия, в места русской истории и русской славы, благочестия и святости. А еще ежегодно наш ученический хор дает отчетный концерт в филармонии. В этот раз он будет 8 февраля, обязательно приходите.
В ТЕМУ. При православной школе 17 лет действует Морской кадетский корпус, который носит имя нашего земляка – адмирала Геннадия Невельского, доказавшего, что Сахалин – остров, а устье Амура напрямую связано с океаном. Кадеты участвуют в патриотических сборах, поисковых экспедициях, ездят в молодежные лагеря, занимаются серьезной практикой на реках и в море. Наверное, самый яркий проект – поход от Плеса до Санкт-Петербурга в составе кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции "Путь Ориона". Юные ивановцы на тримаране "Русь" прошли около 2000 километров по рекам и озерам, выдержали сложные испытания.