Ивановский учитель воспитывает братство математиков

4 октября 09:00

Тонкостями преподавания предмета в преддверии Дня учителя с корреспондентом "ИГ" поделилась известный в Иванове учитель математики Надежда Колоколова

Почетный гражданин города Иваново, заслуженный учитель, математик профильных классов лицея № 33 Надежда Колоколова ежегодно готовит стобалльников и призеров всероссийских олимпиад. Ее выпускники – студенты ведущих технических вузов Москвы и Петербурга. Тонкостями преподавания в преддверии Дня учителя Надежда Колоколова поделилась с корреспондентом "ИГ".

Отправилась за идеями на Урал

Надежда Колоколова родом из Иванова, училась в школе № 66. Увлекалась химией, посещала дополнительные занятия по этому предмету, собиралась поступать в химинститут. Тем более перед глазами был пример старшего брата, который получил хорошую специальность в этом вузе, и его друзей – преподавателей. Но в итоге именно из-за последних Надежда решила поменять направление будущей профессии.

"Друзья брата знали меня с детства, поэтому могли помочь при поступлении, – рассказывает педагог. – Но мне не хотелось, чтобы подруги говорили, будто я учусь благодаря связям. Я стремилась всего достичь своим трудом. В итоге выбрала математический факультет со специализацией "вычислительная математика".

К концу пятого курса Надежда Колоколова поняла, что ее тянет в школу – делиться опытом с детьми. Ей выдали направление в ивановскую школу № 33. А уже через пять лет, в 1987 году, подающему большие надежды педагогу доверили организацию профильных математических классов под руководством преподавателей ИвГУ. А за свежими идеями для будущей работы ей предложили командировку к более опытным коллегам в школы Магнитогорска Челябинской области и Белорецка Башкирии.

"Несколько недель в этих городах я наблюдала парную систему обучения в классах с углубленным изучением математики. Меня поразило взаимодействие детей разного возраста в учебном процессе, – вспоминает Надежда Колоколова. – Я поняла, что такой способ приносит отличные результаты. Ведь выпускникам удавалось поступать на бесплатные отделения в столичные технические вузы".

Старшие ребята принимают зачеты у младших

Суть парной системы обучения состоит в максимальной вовлеченности каждого ученика. К восьмиклассникам прикрепляются ученики десятых классов, которые принимают у младших товарищей устные зачеты, ставят им отметки, отмечают сильные и слабые стороны каждого. При этом общение ребят не ограничивается временем урока. Дети продолжают разбирать задачи и на переменках. Старшие вынуждены постоянно повторять материал, а младшие видят перед собой достойный пример, тянутся за опытными товарищами.

И для учителя такая система – находка. В больших классах при всём желании невозможно выстроить индивидуальную работу, которую проделывают ученики в разновозрастных парах. Школьники учатся добросовестно трудиться, поэтому смело участвуют в олимпиадах различного уровня, занимают в них призовые места.

"Учеба в профильном математическом классе у Надежды Сергеевны значительно упростила мне жизнь в вузе, – рассказывает студентка Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Мария Смирнова. – Даже при изучении самых сложных предметов мне легче, чем одногруппникам, понять материал. Я благодарна Надежде Сергеевне за прочную базу знаний, которая была заложена в школьные годы. Для меня наш учитель – пример необыкновенно трудолюбивого человека, влюбленного в свою профессию". Кстати, отец студентки, Дмитрий Смирнов, – в прошлом тоже выпускник Колоколовой.

Развивает собранность и внимательность

В школах Иванова никто из педагогов больше не работает с учениками по этой системе. Зато выпускник Надежды Колоколовой, учитель математики Михаил Васильев, теперь применяет методику парного обучения в московской школе № 117. Как признается педагог, учителем он "начал работать" еще в 10-м классе, когда составлял свои задачи для подшефных восьмиклассников.

По словам Михаила Васильева, Надежда Сергеевна создает такие условия, при которых старшие ученики находят персональный подход к младшим и при этом незаметно для себя получают педагогический опыт. На ее уроках царит особая атмосфера, где хочется трудиться, побеждать задачу. Точность и аккуратность в рассуждениях, собранность и внимательность – всё это через математику Надежда Сергеевна передает ученикам.

Михаил Васильев заверяет, что с лекционными тетрадями по геометрии, к которым Надежда Колоколова приучила своих учеников, никто не готов расстаться. То же отношение к работе он теперь пытается привить и своим учащимся в московской школе. "В преддверии Дня учителя мне хочется от лица всех наших выпускников поздравить Надежду Сергеевну с праздником и поблагодарить ее за неустанные труды и частичку сердца, отданную нам!" – заключает Михаил Васильев.

Первокурсники в столицах – под присмотром земляков

За годы работы Надежды Колоколовой в профильных математических классах в лицее сложились свои традиции. До сих пор 10-й класс на День знаний готовит для восьмиклассников самодеятельные номера со старыми песнями, которые сочиняли ребята еще первого выпуска. До сих пор ходят в походы с ночевкой, где не только делят трудности и радости походной жизни, но и заводят новые знакомства. В результате в будущем, бывает, складываются семьи.

Например, учитель математики Екатерина Архипова познакомилась с мужем, инженером по теплотехнике Иваном Архиповым, в одном из таких походов. Их дети тоже решили учиться в профильном математическом классе у педагога своих родителей. Старший сын, Сергей, – призер всероссийской олимпиады по математике. Сейчас учится в Санкт-Петербургском госуниверситете на факультете математики и компьютерных наук. В свободное от учебы время осуществляет свою детскую мечту: ведет кружок для одаренных детей по подготовке их к олимпиадам по математике. Младшая дочь, Александра Архипова, тоже в будущем мечтает стать учителем математики.

Еще одна традиция – старшекурсники технических вузов Москвы и Петербурга поддерживают своих земляков-первокурсников. "Родители часто переживают, как их дети будут первое время жить в чужом городе. На этот счет могу их успокоить: в столичных вузах сложилось уже целое "братство" из наших ребят", – замечает Надежда Колоколова.

Каждый день в школе не похож на другой

Благодарные выпускники не забывают своего учителя, часто заходят в школу. Откликаются, если бывает нужна их помощь в организации школьных и городских олимпиад по математике, профильных лагерных смен для одаренных школьников.

На вопрос, не хотелось ли за 43 года работы в школе поменять профессию, Надежда Колоколова с уверенностью отвечает, что таких мыслей не было. Ведь в школе каждый день не похож на другой, постоянно происходит что-нибудь новое и интересное, в которое погружаешься с головой.

К тому же профессия учителя не дает стоять на месте, постоянно требует идти в ногу со временем. Поэтому за новыми идеями и вдохновением Надежда Колоколова вместе со своими коллегами ездит в образовательный центр "Сириус" в Сочи. "Оттуда возвращаешься заряженной энергией и силами для будущей работы, к которой уже не терпится скорее приступить. Рада, что в лицее собрался очень дружный и творческий коллектив педагогов-математиков, и наши идеи поддерживают руководство школы и многие учителя по другим предметам".

Рубрику ведет Светлана ГОНЧАРЕНКО

Читайте также
Стирайте по ночам и избегайте импульсивных покупок
Как стать "Умнее всех"
В Иванове после ремонта открылся музей художника Морозова