Супруги в браке уже 35 лет, воспитали троих сыновей и своими руками помогли возродить православный храм. Мы поговорили с Ириной Николаевной о вере, мечтах, воспитании из мальчиков настоящих мужчин и о том, что язык любви иногда бывает молчаливым
Взял копченого леща и поехал знакомиться
– Ирина Николаевна, вашей семье исполнилось 35 лет. А с чего всё начиналось, как вы познакомились с Сергеем?
– Когда мне было 20 лет, нас, студенток университета, как будущих преподавателей отправили на практику в пионерский лагерь. Туда же, в Каменку Вичугского района, приехал на выходные Сергей. Ему было 27, он работал в военной части в Иванове, а его сослуживцем был мой двоюродный брат. "К вам моя сестренка поехала", – сказал Коля Сергею. Тот сначала не собирался никуда ехать знакомиться, а потом вдруг подумал: "Почему бы и нет?" Взял копченого леща и рванул в лагерь.
Я была старшей вожатой и тогда вела линейку. Парень угостил всех рыбой, а меня пригласил встретиться отдельно: "Я вас на лодке по Волге покатаю". Уже через полгода мы поженились.
– То есть вы очень быстро поняли, что Сергей – тот человек, с которым может получиться что-то серьезное. На какие его качества обратили внимание?
– Всё было так, как будто Господь должен был соединить нас. Сумасшедшей страстной любви у нас не было, но я чувствовала, что всё складывается так, как должно.
Спустя 35 лет, оглядываясь назад, я думаю: как это всё было правильно! Мой муж – воплощение надежности и интеллигентности. Он всегда за меня, сделал всё, чтобы я могла заниматься тем, что мне нравится. Если мне была нужна мужская помощь в работе в школе, помогал безо всякой оплаты. Переехал со мной в Комсомольский район, потому что я оттуда родом. Поддерживал меня во всём.
Сергей – человек, который всегда поступает правильно. "Всегда относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе" – это о нем. Муж крестился вместе со мной и сыном, Вадиму тогда было два годика.
КОНКРЕТНО. Ирина Мясникова работает в Подозерской школе Комсомольского района. Преподает один из самых красивых языков мира – французский. Кроме того, Ирина Николаевна – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Если ты о чем-то мечтаешь, купи себе красивый блокнот
– Кому первому пришло решение креститься?
– Мне. Но мне близка мысль, что не ты открываешь Бога, а Бог открывает тебя. Это происходит, когда твое сердце открыто, неравнодушно. В какой-то момент ты задаешься вопросом "почему", и Бог показывает тебе смысл. Ты готов отдавать, не ожидая ничего взамен. Но когда ты отказываешься от каких-то своих страстей, Бог обязательно дает тебе что-то. Даже если речь о чем-то небольшом: например, ты больше не ругаешься матом или перестаешь курить. Считаю, что нужно благодарить Господа за то, что у тебя есть, а если чего-то нет, значит, тебе это не нужно.
– Можете привести пример?
– Однажды я участвовала в конкурсе педагогов и заняла второе место. Было ощущение несправедливости, и я пошла к духовному отцу. "Той девушке, что победила, это сейчас нужнее", – ответил он. Оказалось, что у моей коллеги впереди операция, у нее было много сложностей дома. И я совершенно иначе посмотрела на свое второе место.
Спустя какое-то время победитель должен был ехать на областной конкурс. Та девушка не смогла. В итоге отправилась я и вошла в число призеров. Получила высшую категорию, грамоту Министерства образования и науки. То есть то, к чему стремилась, я в итоге всё равно пришла. Если тебе что-то дано, у тебя это будет.
Однажды прочитала такую мысль: "Если о чем-то мечтаешь, купи себе красивый блокнот и напиши свое желание на последней странице. А на всех остальных – что ты для этого сделал".
– Какая прекрасная рекомендация!
– Когда я уже 28 лет преподавала французский язык, то записала в блокноте: "Хочу поехать за границу". На первой странице: "Нужен загранпаспорт". Второй шаг я даже записать не успела, как мне позвонили из Российского фонда мира: "Ирина Николаевна, а вы не хотите поехать в Германию?" Желания сбываются, если к ним идти.
– А во Франции были?
– Да. Мы с ученицей Юлией Хныкиной (в 2022 году победила на "Ивановской красавице". – Е. К.) участвовали в конкурсе "Знаешь ли ты Францию?", заняли второе место и получили в подарок поездку. Восемь дней провели в Париже вчетвером: два ученика, председатель ивановского отделения Российского фонда мира Галина Тимофеевна Азеева и я. Жили в посольстве, увидели Эйфелеву башню, были на приеме у посла – много воспоминаний осталось.
Вот так три года подряд сбывались мои мечты: в 2016 году поехала в Германию, в 2017-м – во Францию, в 2018-м меня пригласили переводчиком в Швейцарию. Я сомневалась: все-таки сельский учитель иностранного языка и переводчик – это не одно и то же. Но всё сложилось.
Учит не причинять кому-либо вред
– У вас как педагога есть собственная воспитательная система?
– В свое время я написала дипломную работу о том, как вызвать у детей интерес к изучению иностранного языка (средствами внеклассной работы). В дальнейшем как педагог я развивалась именно в русле этой проблемы.
А как классный руководитель и воцерковленный человек я выбрала тему духовных ценностей. Дети приходят ко мне в пятый класс, и я начинаю постепенно их с ними знакомить. Рассказываю о русских святых, о том, как развивалась наша губерния, стараюсь объяснять простыми словами что-то сложное: например, что такое скорбь. Или как быть, когда кажется, что к тебе несправедливы.
– В чем вы видите свою задачу? Что хотите вложить в умы детей?
– Я хочу донести, что они могут себе помочь в сложных ситуациях. Например, получил двойку и разозлился. Или услышал неприятные слова и обиделся. Не озлобиться и не причинить кому-то вред, видеть в людях хорошее, уметь быть благодарным – этому в какой-то момент очень важно научиться.
Не баловать детей, а участвовать в их жизни
– У вас с Сергеем три сына. Причем все трое выбрали военную профессию. Это папин пример?
– Нет, папа – не военный. Он поступал в летное училище, но его не приняли по состоянию здоровья. Пошел в техникум и стал связистом. Когда мы переезжали и работы по профессии не было, пробовал себя в разных направлениях, например, работал учителем труда. Но это оказалось не его. Как-то сказал: "Я не могу заставлять детей что-то делать. Они же не хотят, как вы их заставляете?" Ответила: поэтому в школах и работают женщины (улыбается).
Сейчас у него свой небольшой магазин. Я рада, что он создал свое дело и нашел себя.
Сыновья свой путь выбрали сами. Мы с мужем с детства приучали их к дисциплине. Всем троим дали дополнительно музыкальное образование (все окончили класс фортепиано). Они порой злились, хотели бросить, но характер формируется, когда ты преодолеваешь, а не бросаешь.
– Что самое главное в воспитании из мальчиков мужчин?
– Самое главное – любить своих детей. Не баловать, а именно участвовать в их жизни. Сейчас мои сыновья уже взрослые, но я до сих пор знаю, где находится каждый из них. Дисциплина и любовь важнее всего. Как говорил наш батюшка, всё исправить можно только любовью: "Не ругай его, а пойми. Пожалей и никогда не осуждай".
– Кстати, о словах "я тебя люблю". Как вы считаете, насколько важно произносить их вслух?
– На первом месте – дело, но если ты подкрепишь свой поступок словами, человек почувствует эту любовь сильнее. А если есть только слова и нет действий, то это ничего не значит. Мне иногда говорят, что мой муж – суховатый и неэмоциональный. Что ж, возможно, это действительно так. Но человек, который выражает свою любовь поступками, – это намного лучше. Мой муж всегда говорит делами. Если дома что-то сломалось, Сергей молча починит. Если я скажу, что нужно куда-то съездить, он об этом не забудет и даже напомнит мне. Все эти поступки дороже многих слов.
ШТРИХ. Сергей и Ирина Мясниковы воспитали троих сыновей, все выбрали военную профессию. Старший сын, Вадим, служит в Тейковской ракетной дивизии. Женился, у супругов растет дочь. Средний, Иван, служит курсовым офицером в Омском автобронетанковом институте. Недавно получил звание капитана. Младший сын Николай учится в Смоленской академии ПВО.
Возвели церковь своими руками
– Вы с Сергеем – инициаторы возрождения православного прихода в Комсомольском районе.
– В 2007 году мы переехали из Березников в Подозерский. Пока Сергей строил дом (строительство – одно из его увлечений, у него золотые руки), мы снимали квартиру. В храм тогда я ездила в Писцово. Помню, приехал батюшка, провел молебен. И мы вместе с ним задумались о том, чтобы у нас появился свой приход. Наша староста Татьяна Акимовна Виноградова предложила взять за основу помещение газовой службы, которое уже не использовалось. Четыре стены у нас были, решили строить. А кто будет строить? Сергей и еще один мужчина.
– То есть своими силами построили церковь?
– Только своими, на пожертвования людей. У нас был очень хороший батюшка, отец Тимофей. Это человек, который научил нас любить. У него были замечательные светлые проповеди о том, как важно ко всем людям относиться с открытым сердцем, без осуждения. И он так же сам ко всем относился. Помню, идет со службы, в руках корзинка, и всем раздает то, что в ней лежит. Зайдет в магазин – девчонкам даст по шоколадке. Его в 49 лет не стало, но мы помним о нем.
– Какое у вас самое любимое семейное воспоминание?
– Наверное, каждая встреча с близкими, каждая поездка, каждый совместный праздник – это очень теплое воспоминание для меня. Например, сын Ваня приезжал, и мы с ним задумали поездку на теплоходе по Волге. Очень дорожу временем, которое провожу с родными, но и когда выпадает возможность побыть наедине с собой – за это тоже благодарна.
– Как вы считаете, в чем залог крепкой семьи, которая выдерживает испытания временем?
– В служении и строительстве. Семья – это стройка, где счастье складывается по кирпичикам, каждый день, каждый час. Я и мальчишкам своим говорю: хорошая жена – это помощница. Та, с которой всю жизнь будете строить, а не разрушать. Оглядываясь назад, думаю, что у нас с Сергеем всё сложилось так, как нужно. Я бы такой не была, если бы не он.