Мошенники научились моделировать голоса и рассылать сообщения от имени шефов

1 июля 08:34

Ежедневно ивановские полицейские получают от 10–15 заявлений от пострадавших от киберпреступлений

Это воскресное утро для маркетолога Ирины "началось не с кофе". Из сна ее вырвал звонок мобильного телефона. Приятный и очень встревоженный мужской голос сообщил, что на ее банковском счете зафиксированы подозрительные операции: кто-то выводит деньги. Бегло заглянув в сообщения, женщина действительно увидела несколько СМС о списании средств. "Не волнуйтесь, я с вами!" – заверил собеседник. И действительно, был на связи еще почти час – до тех пор, пока Ирина не перевела на "безопасный счет" более 100 000 рублей. И только спустя некоторое время поняла, что стала жертвой телефонного мошенничества. Как же не повторить этот путь?

Через нейросеть смоделировал голос жертвы

Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий областного УМВД подполковник Николай Мурзин отмечает: за пять месяцев 2024 года в регионе совершено более 1600 киберпреступлений. Небольшого снижения по сравнению с тем же периодом прошлого года (в 2%) удалось добиться благодаря работе по профилактике, которая включает различные методы – от новостей в СМИ, статей и лекций до обходов и бесед участковых с населением. И тем не менее активность преступников не спадает.

Вот примеры только за последний месяц.

• Женщине-финансисту позвонил неизвестный, который представился сотрудником ФСБ. Он сообщил, что силовики вышли на след оформляющих фиктивные кредиты злоумышленников, и попросил ивановку помочь в их разоблачении. В итоге жертва лишилась 8 млн рублей.

• Другой женщине через мессенджер позвонил еще один, представившийся сотрудником ФСБ, и сообщил, что на нее кто-то пытается оформить кредит. Для спасения денег, заверил "силовик", необходимо взять "антикредит" и перевести на якобы безопасный счет. Ущерб составил 800 тысяч.

• Мошенник взломал аккаунт девушки-блогера и попытался от ее имени выманить деньги у знакомых. Это произошло после того, как будущая жертва зашла на сайт человека, представившегося фотографом, тот предложил ознакомиться с его работами. Она ввела в открывшуюся форму персональные данные своего аккаунта и сразу же лишилась возможности в него войти. После чего могла лишь наблюдать, как от ее имени рассылаются сообщения знакомым с просьбой одолжить денег. Причем хорошо подготовившийся аферист заранее смоделировал через нейросеть ее голос.

Профессора получают сообщения от псевдоректора

Как рассказывает Николай Мурзин, ежедневно в полицию поступает 10–15 заявлений пострадавших от киберпреступлений. При этом эффективно используются и методы "с бородой" – например, схема "ваш родственник попал в беду", с которой оперативники имеют дело уже лет восемь. 

Между тем. Автору этих строк тоже довелось поговорить с мошенником. Утром в мессенджер пришло сообщение от руководителя структуры, где я раньше работала: "Марина Юрьевна, вам будет звонить наш куратор от ФСБ, у них есть вопросы. Надеюсь, вам нечего скрывать!" Если бы не это предупреждение, разговор с "куратором" был бы гораздо короче. А так он успел спросить, не замышлял ли кто в нашей организации госпереворота и отчего я уволилась. Но, когда речь зашла о деньгах, моя лояльность, обеспеченная подготовкой предыдущего звонка, закончилась, как и любезность звонившего. И тогда я воспользовалась самым распространенным советом экспертов: просто положила трубку.

Среди относительно новых – звонки с предварительной обработкой жертвы. В мессенджере человеку пишет якобы его руководитель, предупреждая о предстоящем звонке "сотрудника полиции", "куратора от ФСБ", "специалиста Минфина, у которого возникли вопросы" и так далее. И уже после этого звонит другой мошенник, только отношение к нему жертвы гораздо более лояльное. На подобную уловку попадаются даже подкованные люди, например, профессор вуза, которому написал псевдоректор.

Второй распространенный сегодня способ – звонок якобы от оператора связи. Человеку говорят, что у него заканчивается договор и телефон вот-вот перестанет работать, после чего запрашивают личные данные. И уже их используют по своему усмотрению.

"Мошенники ежедневно совершенствуют способы обмана. В том числе технической стороны вопроса: допустим, могут послать голосовое сообщение от родственника, якобы попавшего в беду. И с точки зрения социальной инженерии. Они используют актуальные темы. Например, финансирование запрещенных организаций, взлом аккаунта на портале госуслуг. Летом это может быть покупка туристических путевок. И на каждый вид обмана находится своя жертва, даже в тех случаях, когда прием далеко не новый", – поясняет специалист.

Комментарий. Психолог Наталья Дмитриева: Самое главное при подобных звонках – прервать общение. Зачастую с людьми разговаривают хорошие психологи. Их задача – не дать человеку опомниться, заставить совершить быстрые действия. Всё это работает, пока вы на связи. Если вы прервете общение, критическое мышление сразу же вернется.

В рядах обманщиков – хорошие психологи

Как показывает практика, не всегда жертвы – это люди беспомощные и не способные анализировать информацию. "Пример, который впечатляет: ущерб от мошенничества составил 18 млн рублей. Женщина вложила свои деньги и взяла кредиты на развитие бизнеса. Развели же по стандартной схеме: якобы на нее кто-то пытается взять кредит и для того, чтобы этого не допустить, нужно самой взять кредиты, а деньги перевести на безопасные счета. При этом ее пытались остановить сотрудники банков, но она и от них скрыла ситуацию, настолько мошенники убедили ее, что все кругом в сговоре", – рассказывает Николай Мурзин.

Дело в том, что в рядах мошенников хорошие психологи, которые не дают человеку опомниться, формируют у него мнение, будто никому ничего нельзя говорить, ни с кем нельзя советоваться. Иногда они и сами рассказывают о мошенниках: "И назвались сотрудниками военкомата, представляете?"

Также злоумышленники умеют находить информацию. Например, по Иванову прокатилась волна сообщений и звонков якобы от руководителей общественных организаций. "В 99% случаев необходимые нечестным людям данные, в том числе и фото руководителя, есть в свободном доступе, – отмечает Николай Мурзин. – Правда, бывают и осечки: вам звонят от имени начальника, который давно не работает". Но всё же полагаться на то, что злоумышленники ошибутся, не стоит, лучше быть во всеоружии.

Раскрываемость всего лишь 35%

Специалисты отмечают, что расследовать такие преступления очень сложно, так как злоумышленники используют серьезные средства анонимизации и к тому же зачастую находятся на территории другого государства. Раскрываемость, по данным Николая Мурзина, составляет порядка лишь 35%.

"При этом мы понимаем, что эти виды мошенничества имеют высокую степень латентности. То есть мы знаем далеко не обо всём. К нам обращаются те, кто потерял деньги. Но количество звонков мошенников явно в разы, а то и в десятки раз больше", – говорит Николай Мурзин. 

А наша героиня Ирина, даже потерявшая деньги, долго думала, пойти ли ей с заявлением в полицию.

С преступниками борются все. Операторы сотовой связи внедряют антифродовые системы, которые анализируют, откуда поступает звонок, отслеживают технологию подмены номера. 

На законодательном уровне рассматривается инициатива, предложенная представителями банковской сферы: возможность самозапрета на взятие кредита. Также планируется ввести период охлаждения: чтобы деньги при сомнительных операциях "зависали" на пару дней и человек мог отменить транзакцию. 

Но пока спасение утопающих, как в известной цитате, во многом остается делом рук самих утопающих. Редакция продолжит тему дистанционного мошенничества: в одном из ближайших номеров будет опубликовано интервью с управляющим Ивановским отделением Банка России Дмитрием Николаевым.

СОВЕТЫ ОТ НИКОЛАЯ МУРЗИНА
● Никому не сообщать паспортные данные, код на оборотной стороне карты. Сотрудники банков и госструктур такую информацию не запрашивают. Не публиковать эту информацию в соцсетях, на форумах... Не хранить данные банковских карт в компьютере и телефоне.
● Если вам звонят и требуют быстрых действий, нужно положить трубку. И перезвонить в банк по номеру телефона, указанному на карте. Или в ту организацию, откуда вам якобы звонили.
● Обязательно пользоваться антивирусом. 
● Для покупок в интернете завести отдельную карту и переводить на нее ту сумму, которая необходима.
● Не переходить по ссылкам из подозрительных писем.
● Постоянно рассказывать пожилым родственникам о вариантах мошенничества. И обязательно быть с ними на связи, брать трубку, когда они звонят. Даже чтобы просто сказать, что вы на совещании. Вдруг они решили перепроверить, что с вами? 
● Возможно, стоит убрать деньги из прямого доступа пожилых родственников, чтобы они не могли просто отдать их кому-то.
● Защитить все мессенджеры и приложения с помощью двойного доступа.

Марина МОСКАЛЁВА

Читайте также
Телеграм-бот поможет ивановцам подробнее узнать о службе по контракту и мерах подержки участников СВО
В регионе отремонтируют значимые улицы малых городов
В Иванове назвали победителей фестиваля «Зеркало. Философия Тарковского»