Обычно в День мотоциклиста проходят ежегодные мотопробеги, к которым байкерам нужно успеть отремонтировать "железного коня" после экстремальных поездок. Хобби Вячеслава Чистова из Старой Вичуги – восстанавление техники, которая часто старше его самого. К мастеру обращаются за помощью любители мотоциклов со всей России.
Изучил советскую техническую литературу досконально
К технике Вячеслав испытывает интерес с подросткового возраста. С тех пор, как папа подарил мальчику мопед "Рига-13". Он был нерабочим. Всё лето парень ремонтировал свой подарок. В первый год мопед удалось только завести, а в следующем Вячеслав уже смог на нем ездить. После занимался улучшением двухколесного транспорта.
Успехи заметили ребята, которые тоже гоняли на улицах. Талантливый ровесник стал чинить мопеды и им. Интернета тогда не было, поэтому юный механик изучал тонкости по советским книгам. Вячеслав признается: так много читал пособия, что некоторые моменты запомнил наизусть.
Потом у Чистова появились мотоциклы. Они также имели неисправности. И так как лишних денег тогда не было, все ремонты приходилось делать доступными способами. Какие-то детали готовил самостоятельно, какие-то восстанавливал.
После окончания школы Вячеслав поступил в вуз на специальность "Автомобиле- и тракторостроение". Машины студента не очень интересовали, потому что их обновление требует более оснащенной мастерской, больше физического труда и посторонней помощи. А мотоцикл можно делать одному. Тем не менее навыки, приобретенные в университете, пригодились.
Сделал деталь из… картона
Из-за постоянного роста цен на импортные запчасти приходится идти на эксперименты. Однажды для ремонта мотоцикла Вячеславу Чистову потребовалась прокладка, которая стоила несколько тысяч рублей и производилась в Испании. Доставка шла долго, а мотосезон был в самом разгаре. Тогда мастер купил картон за 100 рублей и вырезал деталь, которая работала не хуже оригинала.
У Вячеслава есть старые, восстановленные токарные и фрезерные станки. Благодаря им мастер может вырезать детали, которым невозможно найти замену. "Для двигателя мотоцикла 1990-х годов не было поршня. Тогда я решил сделать форму для литья, расплавить алюминий, отлить поршень и выточить его на токарном станке. В итоге двигатель заработал. Но при возможности лучше подобрать запчасти от какой-то другой техники и немного изменить, чтобы они стали между собой совестимы", — рассказывает мотомеханик.
К Вячеславу за помощью обращаются любители мотоциклов не только из Ивановской области. О мастере узнают благодаря сарафанному радио или каналу на известному видеохостинге, где у Чистова почти 30 тысяч подписчиков.
Так со специалистом из Старой Вичуги познакомился Иван Закревский из Тольятти Самарской области: "Попросить помощи у Вячеслава мне посоветовал общий знакомый. При падении разрушилась крышка карбюратора. Мотоцикл иностранный и достаточно старого года выпуска – по этой причине не было возможности найти такую деталь в хорошем состоянии, только целый карбюратор, но за приличную сумму. Вячеслав выточил крышку из алюминия на станке".
"Ригу-7" восстановил до оригинала
Вячеслав Чистов любит заниматься сборкой старых мотоциклов. Год назад ему в дар от подписчика достался советский мопед "Рига-7" 1974 года выпуска, без двигателя. После нескольких месяцев скрупулезной работы мопед был восстановлен практически полностью до оригинального состояния. Вячеслав решил не обновлять внешний вид "Риги-7", чтобы сохранить раритетный экземпляр.
Однако в ремонт советскую технику мужчина берет неохотно, так как для нее очень трудно найти хорошие детали. "Мотоциклы, которые выпускались в СССР, были копиями немецких. На протяжении 50 лет они производились без изменений. Элемент мотоцикла 1960-х годов можно было прикрутить к мотоциклу 1990-х. Но по прошествии времени эти технологии сильно устарели. Без мастерской с хорошим оборудованием собрать механизм – трудная задача, – объясняет вичужанин. – К тому же многие заводы закрылись и качественных запчастей не осталось. Поэтому ремонт советской техники может занимать много времени и требовать тщательной работы над реставрацией".
Для Вячеслава ремонт мотоциклов – не столько способ заработка, сколько дело, которое приносит ему счастье. "Первый запуск двигателя после длительного и сложного ремонта очень волнующ. И если он получается легко и с первого раза, я испытываю огромную радость от проделанной работы", – признается мастер.