Муха-Цокотуха в стиле техно, "Серая Шейка" с социальным подтекстом

5 июня 09:02

В Иванове завершился XIV Международный фестиваль театров кукол "Муравейник": на некоторые постановки билетов было не достать уже за неделю

XIV Международный фестиваль театров кукол "Муравейник" завершился в Иванове большим капустником. Всего на трех сценах было показано 17 спектаклей коллективов из разных городов страны и белорусского Могилёва. Сами кукольники имели возможность не только послушать мнение о постановках от экспертного совета, но и пройти мастер-классы, один из которых провела народная артистка Юлия Рутберг. 

На "Дон Кихота" понадобились дополнительные стулья

Отличием этого фестиваля, как уже писала "ИГ", стало обилие спектаклей для взрослых: в афише их было шесть. И судя по тому, что на некоторые постановки билетов было не достать уже за неделю, ивановские зрители ждали их с нетерпением. Открылся "Муравейник" тоже взрослым спектаклем – театр-хозяин показал недавнюю премьеру "Король Лир" с заслуженным артистом Борисом Новиковым в главной роли. Спектакль получился по-настоящему монументальным, и дело здесь не только в строгом соблюдении сюжета Шекспира, но и в серьезной подаче. 

Судя по раскупленным вмиг билетам, самым долгожданным спектаклем был "Дон Кихот из Ламанчи" Оренбургского театра "Пьеро". Захватывающая история борца с ветряными мельницами, украшенная испанскими танцами и зажигательной музыкой, была настолько интересна зрителям, что в небольшой зал театра кукол пришлось приносить десятки приставных стульев. 

Показали смерть Гоголя и Чайковского

Кстати, обилие классики (и российской, и зарубежной) – еще одна особенность фестиваля. Пермский театр "Карабаска" рассказал историю "Бесприданницы" Островского, выведя на сцену самого автора пьесы и мать главной героини Ларисы, Хариту Огудалову. Интересным решением было "превратить" остальных героев пьесы в счеты: некоторые – с обычными бусинами, другие – с золотыми. 

Мишенька Бальзаминов неудачно сосватался в спектакле с куклами-тантамаресками "Праздничный сон до обеда" Владимирского театра, а Саша Пушкин в постановке "Черная речка. Кукольная дуэль" превратился в Петрушку, которого Арина Родионовна отговаривала идти стреляться с Дантесом. При этом со свойственным спектаклю черным юмором на сцене отправились в мир иной куклы Гоголя и Чайковского. 

"Умник" Московского театра кукол стал, пожалуй, самым остросоциальным спектаклем фестиваля. История о слабоумном молодом человеке, которого привез в Париж младший брат, была рассказана тонко и с долей юмора. Декорации и герои показывали зрителям то, как именно видит этот мир Умник: лица людей скрыты за бесформенными истуканами, другие носят плоские костюмы, как на картинках в детских книжках. 

Ивановский директор выручил коллег паяльником

Но большинство спектаклей было, конечно же, детскими. Юные зрители встретились и с Айболитом, и с Каштанкой, и с Серой Шейкой. Кстати, последний спектакль был, наверное, одним из самых трогательных: создатели, театр из Нижнего Тагила Свердловской области, сумели вместить в простую знакомую историю о маленькой уточке еще один сюжет – о потерянной девочке, которая, уже постарев, всё ждет, когда к ней придут ее родители. 

"Муха-Цокотуха" (Вологда) в стиле техно, напротив, получилась зажигательной и смелой. За детским сюжетом открывалось "второе дно" для родителей, считывавших намеки на другие произведения и наслаждавшихся стильной музыкой. "Мышь Гликерия" Челябинского театра показала уютный и спокойный мещанский быт мышки-фантазерки, которая разговаривала с лыжами и долго искала чердак со старой этажеркой в собственном доме.

Закрытие фестиваля получилось традиционно одновременно и веселым, и грустным, наполненным шутками, поздравлениями, наградами (на "Муравейнике" не выбирают лучших, но театры получают грамоты и благодарственные письма) и забавными сценками. Каждый из участников по-своему поблагодарил хозяев фестиваля в лице директора театра кукол Сергея Ригерта и главного режиссера Ольги Штырляевой. Например, Нижний Тагил вручил Ригерту зеленый надувной круг с благодарностью за то, что он помог кукольникам найти паяльник, который потребовался им ночью. 

Кроме того, на церемонии закрытия фестиваля между директорами Могилёвского областного театра кукол Сергеем Бажковым и Сергеем Ригертом было подписано соглашение о культурном международном сотрудничестве в области театрального искусства. Произошло это очень торжественно и по-кукольному весело. 

А завершился фестиваль добрыми пожеланиями по телефону художественного руководителя ивановского театра и создательницы, "мамы" "Муравейника" Елены Ивановой. Она попросила не грустить и начинать готовиться к юбилейному, XV фестивалю, который состоится через два года. 

МНЕНИЕ. Ольга ГЛАЗУНОВА, председатель экспертного совета "Муравейника", заведующая кабинетом детских театров Союза театральных деятелей России: "Муравейник" – совершенно особенный фестиваль. Это сложно объяснить, это надо почувствовать: когда ты приедешь, как люди тебя встречают, как искренне рады, какое тепло тебе дарят. И я думаю, что на таких фестивалях самое главное – это увидеть друг друга, обняться, порадоваться, что мы все живы и здоровы, увидеть, что произошло за эти годы, какие спектакли появились. А появилось за эти два года с прошлого фестиваля много интересных постановок, молодых артистов и режиссеров. К сожалению, не могу сказать, что все спектакли – шедевры, но мы увидели много интересных работ. Кто-то выступал хуже, кто-то лучше – это нормально. И важно, что не было ни одного провального спектакля, а на фестивалях последнее случается. 
С экспертным советом мы старались обсуждать постановки так, чтобы не обидеть участников, сказав им правду. Надеюсь, наши мнения были полезны коллективам театров.

Ксения КАБАНОВА

Читайте также
Ветераны СВО из Ивановской области могут пройти бесплатную комплексную диспансеризацию
Благодаря господдержке в Ивановской области обустраивают места отдыха для жителей и туристов
Станислав Воскресенский включен в состав Президиума Госсовета России