Быль или небыль о Николе-труженике

1 июня 09:00

История дня памяти Николая Чудотворца

Николо-Шартомский монастырь – один из древнейших в России, ведет свое начало с конца XIII века. В духовную обитель у реки Шахмы стремятся православные верующие не только из Ивановской области, но и из других уголков России. Особенно много гостей сюда прибывает в дни памяти святителя Николая, в честь которого и именуется монастырь. Праздник, приходящийся на 22 мая, имеет необычную историю.

Предстал перед Богом в грязных одеждах

Cовременный месяцеслов содержит три Николиных праздника. Объяснение этому дает притча, за многие столетия ставшая поистине фольклорной. Она показывает, что святой Николай воспринимается народным сознанием как скорый и милостивый помощник в самых безнадежных житейских обстоятельствах. Эта быль или небыль подробно описана писателем Александром Куприным в рассказе "Два святителя". 

Двое святых – Николай и его сотоварищ по райской обители Кассиан Римский (в русской интерпретации Касьян), спустившись с небесных высот, обходили дозором грешную землю. Перед их взорами предстала неприятная картина: по размытой долгими дождями дороге медленно брела худосочная лошаденка, запряженная в телегу, на которой поверх поклажи придремнул плохонький мужичонка. И вдруг изможденную животинку как будто повихнуло в сторону, и воз, тяжело груженный мешками, намертво застрял в глубокой колее. 

Наблюдавший тщетные потуги щупленького на вид мужика, вытаскивающего из дорожной трясины неподъемную телегу, сердобольный Николай не выдержал и поспешил бедолаге на помощь. "Поднатужился, покряхтел, – читаем в рассказе Куприна, – и поставил воз на дорогу". Касьян же спокойно наблюдал происходящее на расхлябанной дороге со стороны: ну, не хотелось ему запачкать свои белоснежные одеяния – ведь далее их путь лежал прямехонько к самому Богу, а по такому случаю и выглядеть дόлжно соответствующе.

И вот, гласит предание, наконец предстали Никола и Кассиан перед самим Господом. Всевышний, оглядев подданных, сразу же поинтересовался, почему одежды одного из них сплошь заляпаны грязью, а у другого выглядят как с иголочки. Получив подробные разъяснения, Отец Небесный повелел вознаградить Николу-труженика двумя праздниками в году – летним, 11 августа, и зимним, 19 декабря. Кассиан же, оставивший горемыку без помощи в трудных обстоятельствах, чествуется лишь один раз в четыре года – 29 февраля. 

Незатейливая, казалось бы, история случилась, но исполнена она глубочайшего смысла. Личным примером Николай Угодник учит нас неравнодушию к чужим бедам, напутствует помогать друг другу всегда и во всём.

СПРАВКА. Николо-Шартомский монастырь, основание которого на Шуйской земле подтверждено грамотой от 1425 года, назван в честь Николая Чудотворца. По дошедшему до наших дней преданию, в XIV веке на том месте, где стоит обитель, случилось явление иконы святителя. Вначале здесь соорудили часовенку во имя Угодника, но постепенно вырос собор и другие каменные строения.
Наперекор всем жизненным перипетиям: внезапным пожарам, дотла уничтожавшим церковное имущество, царским манифестам, отбирающим монастырские земли, большевистским декретам, изымающим из советского обихода религию как опиум для народа – удалось сохранить главную здешнюю святыню – икону Николая Угодника, которая во все времена почиталась верующими как чудотворная. В монастыре бережно хранят описания, связанные с многочисленными исцелениями.

Почти детективная история о похищении мощей 

И православный мир, и западная церковь отмечают в течение года даже три Николиных дня. Третий праздник приходится на 22 мая. Он связан с перенесением мощей Чудотворца из Мир Ликийских, на Средиземноморье, где он жил, проповедовал и был погребен, в итальянский город Бари. 

Объясняет события тысячелетней давности почти детективная история. На исходе одиннадцатого столетия итальянские города Бары и Венеция объявили самую настоящую охоту за мощами святителя Николая. По воле случая первыми в мирликийском храме, где пребывали священные реликвии, под видом купцов оказались мореплаватели-барийцы. Только монахи, охранявшие бесценный саркофаг, отказались вести с непрошеными чужеземцами мирные переговоры. 

И тогда гости решились на самостоятельные поиски, безжалостно сокрушая стены, алтарь, мозаичный пол. Отыскав тайник, похитители изъяли останки Чудотворца из хранилища, за отсутствием надлежащей емкости завернули драгоценность в верхнюю одежду находившегося в их команде пресвитера и отбыли на родину, где их встретили, как героев. 

В крестном ходе в честь престольного праздника приняли участие паломники из разных городов России.

Впоследствии выяснилось, что в спешке барийская группа захвата выбрала из ковчега лишь две трети его бесценного содержимого, да еще при этом изрядно повредив некоторые косточки Чудотворца. Всё это было установлено, когда в 1990-е годы проводились официальные антропологические исследования мощей мирликийского святителя.

Оказывается, спустя десятилетие после визита барийцев в мирликийский храм нагрянули венецианцы. Новые похитители увезли с собой ту часть мощей, которую второпях недобрали их вероломные предшественники. Сегодня с помощью научной методики установлено, что и в Бари, и в Венеции хранятся подлинные останки Чудотворца. Выходит, что Николай стал покровителем сразу двух итальянских городов.

Спасаясь от турок, жители укрылись в горах

Разбираясь во всех сложностях нравственного аспекта, связанного с перенесением мощей святителя, я счел необходимым обратиться за разъяснениями к иеромонаху Николо­-Шартомского монастыря отцу Серафиму (Владимирову). Он знакомился с историей возникновения праздника Перенесения мощей святителя Николая.

Монах согласился с тем, что современному человеку трудно представить себе нравы того времени. Тогда на законных основаниях не считалось предосудительным похитить святыню и вывезти ее в другую страну. "Но с перенесением мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари дело обстояло совсем иначе, и с утверждением, что они были похищены, можно поспорить", – уверенно констатировал отец Серафим. 

По словам священника, непростую и на первый взгляд не очень корректную историю изъятия святыни оправдывают многие причины. Одна из них заключалась в том, что в тот период греческая империя переживала весьма трудные обстоятельства. Враждующие с нею турки систематически совершали набеги на Миры Ликийские, жестоко оскорбляли христианские святыни. Такая же угроза нависла и над мощами святителя Николая. 

Спасаясь от разорения и смерти, жители покинули город и укрылись в горах. Саркофаг с мощами любимого святого, оставшийся в храме под охраной четырех монахов, пребывал в постоянной опасности. Видимо, и сам Божий Угодник был озадачен случившимся, потому как, по легенде, явился во сне одному священнику города Бари и повелел ему передать народу: "...чтобы взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город, ибо Господу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне..." Получив такое знамение, барийцы, не мешкая ни минуты, снарядили три корабля и отправили их за важнейшей христианской реликвией.

"Существует также предание, – разъясняет отец Серафим, – что святитель явился в видении и трем мирликийским гражданам, предупредив, что ежели укрывшиеся в горах жители не вернутся в город, то он переселится в другое место". 

Таким образом, николошартомский священник уверен, что сам святитель не усматривал в перемещении своих мощей насильственное похищение. Когда барийцы с бесценным грузом преодолели залив Трахеи, то одному из них также пришло сновидение, в котором Николай Угодник подбадривал находившихся рядом моряков: "Не бойтесь, я с вами!"

"Неоспоримым является еще один факт: по прибытии святых мощей в Бари многие тяжело болящие люди, – подводит итог мой собеседник, – стали получать чудесное исцеление. Только в первую ночь от всевозможных недугов избавились 47 человек, а далее выздоровевших насчитывалось множество. Вот это и есть красноречивое свидетельство того, что перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари произошло не иначе как по промыслу Божьему".

Илья НАДЕЕНСКИЙ

Читайте также
"Текстильщик" часто пропускал на последних секундах
Увлеклась прядением благодаря… колли
В следственном управлении СК РФ по Ивановской области сменился руководитель