Застарелые проблемы отрасли: низкие зарплаты сотрудников, критическое состояние некоторых зданий – почтовики в очередной раз пытаются решить за счет расширения набора услуг.
Бабушки читают глянцевые журналы
Почта в Подолине Палехского района находится в одном здании с конторой одноименного СПК. У них даже вход общий. Женщины – специалисты СПК и работники почты – почти как коллеги. Не только друг о друге всё знают, но и о делах соседних коллективов. СПК "Подолино" было в состоянии банкротства, но сейчас с новым инвестором бурно возрождается.
Начальник одного из лучших сельских почтовых отделений Светлана Носкова. Фото Павел РАЗУВАЕВ
Светлана Носкова, с которой я познакомился еще в 2011 году, – начальник почтового отделения. Это отделение связи было лучшим среди сельских в области и в ЦФО по всем показателям. Несмотря на маленькие зарплаты, меньше 10 тысяч рублей, никто отсюда не увольнялся, почтальоны доставляли в дальние деревни вместе с корреспонденцией крупы и товары первой необходимости.
Светлана Носкова стала победителем областного конкурса среди заведующих сельских почтовых отделений и профессионального конкурса ЦФО в номинации "Патриот села". Она и начальник, и одновременно оператор компьютера, и кассир.
Это фантастика: народ в подолинской округе благодаря консультациям и советам заведующей почтой покупает газет и журналов на 8,8 тысячи рублей в месяц. "Одна бабушка, ей 80 лет, не пожалела денег и снова выписала популярный журнал. А наименований глянцевых, которые читают в округе, – около десяти".
Сама Светлана выписывает семь газет и познавательных журналов.
"Читают по-прежнему много в деревнях, – рассказывала она. – Как и раньше, товары возим на себе. Пенсии – святое дело. Цифровизация и нас коснулась еще десять лет назад. Компьютеры, электронные услуги и так далее. Теперь будем принимать товары, которые покупатели заказали по интернету. Зарплаты должны подняться".
КОНКРЕТНО. Маркетплейсы предложили "Почте России" обеспечить ее заказами на оказание сервисных услуг вместо обязательного инфраструктурного платежа в 0,5% с оборота на поддержку убыточной сети почтовых отделений. Минцифры планировало покрывать через этот платеж расходы, связанные с ремонтом почтовых отделений, а также убытки от функционирования отделений в населенных пунктах с численностью менее 5 тысяч человек. По подсчетам почтовиков, это порядка 25 миллиардов рублей в год. Но правительство России не поддержало министерство и его ведомство. Им предложили альтернативу: российские маркетплейсы будут закупать услуги и сервисы почтового оператора на 33,5 миллиарда, а также реализовывать дополнительные стимулирующие меры.
После работы поет в художественной самодеятельности
Муж главного почтальона Николай, коренной житель этих мест, перешел из колхоза к частнику – водитель большегрузной машины. "Не вылезает из дальних рейсов", – сетует Светлана. Ее хобби – читать на досуге о профилактике здоровья и цветах.
Семья, признается Носкова, и есть смысл ее жизни. Старший сын Артём работает в соседнем регионе в системе "Газпрома", младшая Полина – воспитатель детского сада в Иванове.
На должности начальника почты Светлана более 20 лет назад сменила маму: "Никогда не думала, что повторю ее путь, знала, каковы непростые будни этой работы. Но на селе не выбирают должности. Не так-то их и много".
Старшая сестра – тоже работник "Почты России". А родители до переезда в Ивановскую область служили на железной дороге в Хакасии и Новосибирской области. Сестры в Сибири и родились: "Мы приехали в Подолино, когда мне было 15 лет. После школы прошла в Иванове курсы операторов почтовой связи, потом заочно окончила техникум связи".
Светлана стала знаменитой в своей отрасли еще и благодаря авторскому видеофильму о Подолине, врожденному артистизму (поет и играет в художественной самодеятельности).
Не только пенсии, но еще утюги и кроссовки
Гендиректор "Почты России" Михаил Волков, пишет "Российская газета", заявил, что ведомство будет сохранять даже убыточные отделения. А чтобы быть эффективной отраслью, "рассчитываем стать универсальным логистическим оператором для маркетплейсов". Маркетплейс, проще говоря, – торговая площадка в интернете, почтовые отделения будут его приемными пунктами.
Безусловно, подчеркивает Волков, содержание огромной почтовой сети требует значительных затрат: "Но мы понимаем, насколько наши отделения важны на местах, особенно в глубинке. Поэтому поддерживаем их самостоятельно, сохраняя даже те, что глубоко убыточны. Сегодня одна из наших задач – развивать такие направления бизнеса, которые дозагрузят отделения востребованными и полезными людям услугами".
"Почта России" совместно с "Озоном" уже организовали выдачу заказов маркетплейса в более 1700 почтовых отделениях. Заказы "Яндекс Маркета" можно получить в 200 удаленных и труднодоступных отделениях, и в ближайшее время такое присутствие увеличится. А наиболее широко сегодня представлены "Мегамаркет" и "Авито": они работают в 32 000 почтовых отделениях. Ведутся переговоры и с другими крупными игроками рынка.
За счет расширения услуг федеральное ведомство в связке с местными властями планирует решать застарелые проблемы. Например, вопрос зарплат, которые, к сожалению, исторически в почтовых отделениях невысокие. "Но мы стараемся обеспечить достойный уровень оплаты труда, пересматривая протяженность доставочных участков, чтобы выровнять загрузку сотрудников. Почтальонам и операторам, работающим в отделениях, где есть вакансия начальника, предлагаем совмещение данной ставки для повышения дохода", – говорит Михаил Волков.
"К сожалению, поступает ряд жалоб от сотрудников почты. Я так понимаю, были изменения в системе оплаты труда, в оптимизации", – говорил Станислав Воскресенский на встрече с Михаилом Волковым в Иванове. – Люди просят, чтобы отделения работали ритмично, стабильно, а сотрудники получали достойные зарплаты". Гендиректор "Почты России" проинформировал, что вопросы по оплате труда работников уже обсуждены с руководством регионального УФПС.
Зарплату вкладывает в восстановление храма
На положительные перемены в отрасли рассчитывают уже в этом году. А пока порой бывает непросто. К примеру, в Писцове Комсомольского района разом уволились все почтальоны.
"Ушла из-за маленькой зарплаты. Потому что устала считать копейки. 10 тысяч – это не деньги, – сетует бывший почтальон Наталья Базанова. – Изначально, когда я пришла два года назад, у меня даже выходило и 15, и 16 тысяч. Но пришел приказ – понизить зарплату до 0,5 ставки. У меня было 0,8".
В начале года в Писцове сменился начальник отделения. Надежда Земскова рассказала корреспонденту "ИГ": "Ситуация заметно улучшилась. Зарплаты выросли за счет маркетплейсов: у нас приемные пункты "Озона", "Авито"... Штат почтальонов укомплектовали почти полностью. Пришли молодые девчонки. Не без проблем, конечно, но они решаемы".
Начальник Петровского почтового отделения Гаврилово-Посадского района Надежда Трофимова: "У нас в прошлом году ушла в 65 лет на пенсию ветеран Пелагея Нарбекова. О ней "Ивановская газета" писала. Ее так не хватает. Но пришли и новенькие. Всего у нас 11 работников. Не можем закрыть вакансию на одного почтальона. Молодежь к электронным услугам быстрее привыкает. Будем учиться вместе".
Пелагея Нарбекова разносила селянам и продукты.
Село Шекшово Гаврилово-Посадского района знаменито храмом и его настоятелем. Здесь уже 28 лет служит отец Владимир. Он восстанавливает церковь. И деньги на ремонт вкладывает из зарплаты сельского почтальона. Берет и кредиты. Начальник почты Татьяна Уварова сообщила корреспонденту "ИГ", что работает Владимир Михайлович замечательно: "У нас вообще нет вакансий почтальонов. Идут обычные будни. Людей не подводим".
…Модернизация модернизацией, а всё в этой важной государевой службе решают люди. Особенно на селе, где каждый человек на виду и не избалован вниманием. Учитель, фельдшер и почтальон в деревне – первые люди.