Одеться за 21 секунду не получилось
Накануне Дня спасателя автору этих строк удалось на несколько часов побывать в роли представителя одной из самых экстремальных профессий – стать участником квеста "Реальные пожарные – испытание стихией", который для представителей СМИ организовало областное УМЧС.
Пройти испытание в прямом смысле огнем и водой в пожарно-спасательной части № 2 облцентра отважились четыре журналистки. И первое, что мы сразу усвоили, – важность умения работать в команде: от этого может зависеть даже жизнь.
Мы прошли инструктаж по экипировке пожарных, ведь именно в ней нам предстояло понять профессию изнутри. Полностью вся боевая одежда спасателей весит около 15 килограммов – даже просто носить на себе такой вес женщинам с непривычки оказалось делом непростым. В костюме, конечно, чувствуешь себя очень защищенно, но практически неваляшкой. Движения из-за тяжести стеснены, как у робота, а руки плохо слушаются в крагах – специальных защитных перчатках.
Мы порадовались, что на улице зима – в такой одежде летом было бы жарковато. Ведь экипировка пожарных не делится на зимнюю и летнюю, они выходят в ней на вызовы в любое время года и суток. Поэтому мы проникались к спасателям еще большим уважением.
Сбор пожарных по тревоге происходит за минуту, из них на экипировку мужчины тратят… 21 секунду. Кстати, во время нашего квеста команда пожарных как раз отправилась на выезд по тревоге. Всё случилось практически мгновенно: звук сирены, спасатели в экипировке запрыгнули в машину, открылись ворота, и она помчалась на место ЧП. Мы не успели даже глазом моргнуть, а точнее – молнию на куртке застегнуть.
Справиться с облачением в экипировку на отлично мне не удалось. Хоть я и старалась слушать инструктаж максимально внимательно и делать всё быстро, допустила несколько ляпов. Например, пристегнула ремень не в ту сторону – по-женски, не подтянула на нужную высоту штаны, и они мешали при ходьбе, не застегнула наглухо ворот – это нужно, чтобы внутрь не попадали вода, огонь.
Вместо пожара из рукава "тушили" людей
Нам предстояло потушить условный пожар, присоединив пожарные рукава к автоцистерне. Дежурный караул продемонстрировал пожарный автомобиль, оборудование, лежащее в отсеках. Сотрудники МЧС рассказали, каких видов бывают рукава и стволы. Оказывается, их огромное множество!
Было волнительно разворачивать рукава, прокладывать магистральную и рабочую линии. Сделать это с первой попытки непросто, так как руки плохо слушались, бежать по скользкому льду быстро не получалось. Сложной оказалась и задача правильно направить струю воды в очаг пожара – нужно было приноровиться.
Автор этих строк от неловкости заодно залила водой и рядом стоящих людей. Но зато благодаря этому испытанию мы узнали, что в зависимости от используемого ствола и диаметра насадки выходного отверстия вылить цистерну воды можно за считаные минуты. Поэтому расхожий миф о том, что пожарные приехали без воды, в корне не верен – они ее быстро потратили.
Тушить пожар журналистам пришлось по-настоящему.
Справившись с заданием, мы были довольны собой, но уже немного устали. А сотрудники чрезвычайного ведомства заметили, что всё это была лишь репетиция перед главным испытанием – нам следовало в команде звена газодымозащитной службы пройти лабиринт в теплодымокамере и найти "пострадавших".
Эффект создавал театральный дым
Начальник дежурной смены службы пожаротушения Алексей Борисов рассказал нам о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Мы узнали, насколько хватает воздуха в баллоне во время пожара, как нужно двигаться в непригодной для дыхания среде. В импровизированной теплодымокамере нам предстояло двигаться в тесном пространстве ползком, на четвереньках.
Для имитации "задымленной зоны" специалисты используют театральный дым, световые и звуковые эффекты, которые невольно создают дополнительную психологическую нагрузку. И если на предыдущем этапе нас немножко пожалели и вес нашей экипировки был около 10 килограммов, то теперь уже пришлось проходить в полном обмундировании: в дыхательной маске и с баллоном со сжатым воздухом на спине.
В теплодымокамеру нужно было подниматься по узкой лестнице в темноте. Уже тогда моя спина от тяжести баллона начала противно ныть, а дыхание предательски сбилось – возникло желание не идти дальше.
Двигаться приходилось ползком в полной темноте
По легенде, в доме, где случился пожар, мы искали детей, которые, как нам рассказали спасатели, чаще всего прячутся в укромных уголках (под кроватями, в шкафу...) и сидят тихо, зачастую не отзываясь на голос пришедших к ним на помощь. Ползая на коленях в абсолютной темноте и в дыму, передвигаясь только на ощупь, я думала, каково бы мне было, если бы всё это происходило по-настоящему и от меня зависела жизнь малыша. Ведь счет, как правило, идет на секунды.
Иногда казалось, что просто передвигаюсь по кругу на одном месте. О том, что иду верным путем, мне напоминали светоотражающие полоски на костюмах моей коллеги с телеканала "Барс" Алины Марычевой и спокойный голос командира отряда, который приводил нас в чувство, когда мы начинали паниковать. Нам повезло найти муляжи довольно быстро потому, что иногда комнату подсвечивали фонарики телеоператоров.
Затем мы поползли в лабиринт. Я постоянно запутывалась в цепях, ремнях, сбивалась с толку, не понимая, как можно пролезть в узкое отверстие, будучи так громоздко одетой да еще с баллоном на спине – он жутко мешал и никак не хотел пролезать туда, куда нужно. Иногда было так жарко и страшно, что хотелось сесть и по-детски заплакать.
Или казалось, что всё это происходит не со мной, это сон, и я хочу быстрее проснуться, чтобы стало светло, прохладно, и главное – легко дышать. Потому что самое тяжелое для меня были не темнота, не теснота, а именно невозможность нормально дышать: воздуха в маске словно не хватало, и я боялась потерять сознание, обливалась потом. Иногда я садилась на пол, чтобы перевести дух.
Вот тут я и поняла, что значат слова инструкторов о важности работать в команде: когда было совсем страшно, меня подбадривала и тормошила Алина, а я, представляя, что ей придется меня отсюда вытаскивать, если со мной что-то случится, брала себя в руки. Ползла и думала: "Выжить, выбраться побыстрей и сказать добрые слова спасателям про их очень опасную профессию".
Из теплодымокамеры мы вышли еле живые, с легким головокружением и почти насквозь мокрые от жары и переживаний, но счастливые, что смогли это преодолеть. Мы обнимались и поздравляли друг друга. Мы были в лабиринте несколько минут, но нам показалось, что это длилось больше часа – там время идет совсем по-другому.
И каждая из нас сказала вслух то, что все эти часы невольно крутилось в голове: "Спасатели – это настоящие герои. Это сильные духом люди, которые каждый день рискуют собственной жизнью, чтобы спасти чужую". И мы в этом наглядно убедились.