Петр I нес его гроб до могилы

4 декабря 2023 09:09

Места, связанные с жизнью и деятельностью Митрофана Воронежского, привлекают паломников в Ивановскую область

Наш земляк, родившийся 400 лет назад, даровал россиянам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего свое Отечество. В трудное для страны время Петровских реформ он оказался выше политиков, ставивших цель изменить всё в нашей стране на западный манер.

Ослушался царя из-за древнегреческих статуй

Российскую известность святитель Митрофан, служитель Золотниковской Пустыни (ныне – Тейковский район) получил, будучи рукоположен в сан епископа Воронежского. Случилось это в 1682 году, когда царь Фёдор Алексеевич, "оберегая тишину церкви от потрясения расколов", указал умножить число епархий. Первый епископ Воронежский по пути на кафедру присутствовал при венчании на царство государей Иоанна и Петра Алексеевича "и при сем торжестве поднес патриарху на золотом блюде венец царя Петра". Тогда же Митрофан стал свидетелем стрелецкого возмущения и принял участие в противораскольничьем Соборе.

В Воронеже усилиями Митрофана был вскоре воздвигнут и благоустроен Благовещенский храм, освящено несколько церквей. Ревностный в вере Митрофан прославлял реформы Петра I, когда дело касалось укрепления Отечества. В то время молодой царь завел в Воронеже верфи для постройки флота. Поддерживая царя, святитель не уставал разъяснять пастве в проповедях необходимость его начинания. Не ограничиваясь словами, не раз вносил свои деньги в государеву казну – "на ратных". Бывая на верфи, епископ всячески ободрял корабелов, учил милосердию к иностранцам, но в то же время предупреждал против близкого общения с ними: "Зело обычаи и нравы наши портят".  

В 1700 году царь, торопя предстоящий поход на Азов, приехал в Воронеж для личного наблюдения за сооружением кораблей. Оставшись довольным и желая отблагодарить Митрофана за помощь в любимом деле, велел пригласить архиерея к себе во дворец. Тот охотно откликнулся, но, подходя к государеву крыльцу, вдруг остановился и, осеняя себя крестом, бросился прочь.

Как объяснили самодержцу, святитель объяснил свой поступок словами: "Не войду во дворец православного царя, когда вход в оный дворец оскверняют поставленные там эллинские идолы и притом обнаженные". "Да как он смел ослушаться! – вскипел Пётр. – Скажите ему, что если он не явится ко мне тотчас, велю его казнить".

Возвратившийся гонец был бледен и растерян, так как архиерей ответил: "Мне бо еже жити – Христос, и ежи умрети – приобретение". Поразившись силе духа старца, государь повелел убрать статуи от дворца...

Принял постриг после смерти супруги

А начинал свой путь к Богу Митрофан на Ивановской земле. Он родился в ноябре 1623 года в селе Антилохово современного Савинского района. Село упоминается в письменных источниках XVI века.

Сейчас его название на слух вызывает улыбку. А произошло оно от имени христианского писателя Амфилоха, автора синодального письма о Святом Духе, жившего в Иконии (современная Турция) в IV веке. Говорят, что в селе это имя было весьма распространенным. Здесь, в храме святого Николая Чудотворца служил отец Митрофана Воронежского. При церкви прошло его детство. Храм этот не сохранился. В начале XIX века на его месте появились зимняя церковь Феодора Стратилата и летняя – Николая Чудотворца.

В Антилохове Михаил (имя по рождению) крестился и женился. Появился сын Иван. Служил священником.

Последнее место его пастырской деятельности в нашем регионе – церковь во имя святого Крестителя Иоанна Предтечи в Сидоровском Шуйского уезда на реке Молохте (ныне – Ивановский район). Историю свою она ведет с незапамятных времен. Современное здание построено в 1789 году вместо старой деревянной церкви, в которой и служил святой угодник до 1663-го.

Предание гласит, что своих родителей, а также супругу он похоронил возле этого храма. Овдовев на сороковом году жизни, он принял постриг. Недалеко от Сидоровского располагается мужской Николо-Шартомский монастырь. Но подвижник благочестия искал одиночества, сосредоточенности и ушел служить Господу в Успенскую Золотниковскую Пустынь. Здесь в "совершенном отвержении мира сего" и "неустанных молитвах" проводил целые дни.

Открывал в селах школы

После трех лет пустынножительства иерей Митрофан снискал столь безмерное уважение среди монастырской братии, что по ее просьбе был назначен настоятелем Косьмо-Яхромского монастыря (недалеко от Юрьев-Польского Владимирской области). Еще через несколько лет его попечению поручили Макарьевскую обитель на Унже (Костромская область). Из третьеразрядной та при нашем земляке быстро превратилась в процветающую. В 1669 году заботами Митрофана при местной обители построили Соборный храм во имя святой Троицы, под спудами которого покоятся мощи преподобного Макария.

Не порывал тесных связей с православными земляками Митрофан, и переехав служить Богу в Воронеж. Об этом говорит его письмо от 1700 года к Николо-Шартомскому архимандриту Александру по поводу сына: "Был у нашего смирения на Воронеже для свидания Унжеского Макариева мо­настыря подьячий, а по плотскому рождению мне сын Иван Михайлов: и с Во­ронежа поехал он от нас в дом свой по-прежнему, и буде ему излучится быть у вас со святой обители, пожалуй, святый архимандрит, к нему Ивану помилосердствуй..."

Ведя наставническую жизнь, Митрофан при общении был крайне прост. Не любил праздности и летом трудился в поле, а то брал в руки топор.

Известно, что он носил власяницу. Обители при нем славились строгим соблюдением монастырского устава. "По настоящий день телесно мы живы, а как душевно?" – любил вопрошать святитель у близких людей. Учил иереев: "Подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их святыми тайнами". Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в селах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии.

Страстный проповедник, он боролся с суевериями и расколом, постоянно заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. Архиерейский дом при нем, по словам биографа владыки, "был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения, пристанищем обездоленных и униженных". Он навещал больных и заключенных в тюрьмах.

В духовном завещании к пастве писал: "Для всякого человека таково правило мудрых людей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержано пей, мало яждь – задрав будеши, твори благо – спасен будеши!"

В честь епископа – храм в Москве, гимназия – в Воронеже

Умер Митрофан 23 ноября 1703 года. Узнав о том, что святитель плох, Пётр I поспешил в Воронеж – прибыл в самый день его кончины и застал его отходящим ко Господу. Царь припал к одру, лобызал десницу святителя и оставался при нем неотлучно до самого последнего вздоха. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: "Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. И так вынесем его тело сами". Царь вместе с сановниками "на раменах" лично нес гроб владыки до могилы, а после похорон, обратившись к приближенным, сказал: "Не осталось у меня такого святого старца!". Владыку Митрофана похоронили в Благовещенском соборе Воронежа.

Не раз, должно быть, вспоминал государь о Митрофане и потом, когда слышал недовольство и жалобы на проводимые им реформы. Вот кто бы его поддержал во благо Отечества! Сильно скорбели по своему пастырю и воронежцы. Толпами шли они, чтобы поклониться покойному святителю. Гробница стала местом паломничества и поклонения. Там совершались различные чудеса и исцеления.

7 ав­густа 1832 года по решению Синода состоялось торжественное открытие гроба епископа, и он был причислен к лику святых. В честь Митрофана Воронежского возведены храм и часовня в Москве, а также в других городах и селах России.

В 2003-м в Воронеже установили памятник святителю Митрофану. Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе основан Фонд святителя Митрофана Воронежского. В столице Черноземья действует православная гимназия во имя святителя.

Чтят Митрофана Воронежского и на его малой родине. По словам савинского краеведа Юрия Лапина, сохра­нилась икона Митрофана в летней церк­ви в Алексине, в местном музее подго­товлена экспозиция о деятельности свя­тителя. Те, кто бывает в Шуе, могут обратить внимание на приделы Воскресенского собора, один из которых "усердием купца Корнилова" был пост­роен в середине позапрошлого века в честь святого Митрофана Воронежского.

Автор памятника Митрофану Воронежскому на фоне храма его же имени в селе Никола-Мере.

Благодаря трудам и молитвам иеромонаха Мелитона, в честь святителя возведен новый храм в селе Никола-Мере Заволжского района и открыт памятник. Монументальный образ святого – первая авторская работа московского скульптора Анастасии Клыковой. Святитель Митрофан изображен в полный рост, в епископском облачении. В левой руке он держит архиерейский жезл, правая поднята в благословляющем жесте. Лик его преисполнен благочестия и величия.

Игорь АНТОНОВ

Читайте также
Письма из спасенного детства
Настоятель лухского храма крестил и исповедовал бойцов в зоне СВО
"Рядом с мужчинами мы можем быть слабыми"