Почему Толстой и Достоевский не вписались в век технологий

15 июля 2023 09:06

Тенденция снижения интереса к чтению среди подрастающего поколения очевидна. Современные школьники всё реже обращаются к литературе, особенно к классической, предпочитая более доступные формы развлечений. А ведь чтение имеет огромное значение для культурного и интеллектуального развития. Классика отражает историю, ценности и традиции народа, помогает развивать в человеке критическое мышление. Но многие подростки считают такие произведения скучными и неактуальными. Сегодня мы узнаем позицию на эт

Люди любят Пушкина, но не отличают его от Есенина

Анастасия ПАВЛОВА, победитель "Педагогического дебюта"

– Много ли детей читают школьные произведения полностью, а не смотрят экранизации или изучают краткие изложения?

– К сожалению, немного. Особенно в старших классах процент прочитавших всё из школьной программы небольшой. Возможно, дело просто в нехватке времени: им некогда читать книжки, потому что эти знания, как им кажется, никогда не пригодятся в жизни. Они выбирают краткие пересказы, чтобы от них отстали. На самом деле удачное краткое изложение произведения еще надо поискать, с экранизациями то же самое: там могут быть отступления, какие-то новые сюжетные линии, которые добавил режиссер или сценарист.

– Как относиться к тому, что дети отдают предпочтение кратким пересказам произведений?

– Мне от этого, конечно, грустно. Я люблю литературу и считаю, что невозможно полностью понять произведение, составить о нем мнение только по пересказу. Когда я училась в университете и нам приходилось очень много читать, мы тоже пытались облегчить себе задачу. И тогда я поняла, что пересказы практически не отражают суть произведения. Многие даже не представляют, что они теряют, когда вместо того, чтобы прочитать книгу целиком, выбирают краткое содержание.

– А почему дети перестали читать классику?

– Думаю, это связано с тем, что классику неправильно позиционируют. Когда я училась в школе, меня волновал вопрос, зачем мне читать "Войну и мир"? И раздражало, что все объяснения сводились лишь к тому, что это классика, а классику надо знать. Это как у Сергея Довлатова в "Заповеднике", когда люди говорят о том, какой Пушкин замечательный и как они его любят, а на деле не могут отличить Пушкина от Есенина. Поэтому на уроках я часто задаю вопрос: "А как вы думаете, почему это произведение стало классическим? Зачем его нужно прочитать?" Это действительно помогает понять, почему классика актуальна.

– Что же читают школьники?

– На самом деле они читают очень много, просто мы не привыкли называть это литературой. Это не классика, от которой дети устают в школе, они читают что-то свое. И с большим интересом рассказывают о прочитанном.

– Чем их привлекают новые произведения?

– Массовая современная литература ориентирована на проблемы подростков. Детям интересно читать про таких же, как и они. В школьной программе, конечно, есть произведения о детях, но эти герои из других эпох, у них другие проблемы. Современная же литература говорит на понятном языке, который существенно отличается от языка XIX века.

– А можно ли привить ребенку любовь к классике?

– Для этого нужно не просто читать, а разбирать и объяснять. Какими бы актуальными и вечными ни были поднятые в этих произведениях проблемы, их нелегко понять. Например, разобраться в глобальной сути "Преступления и наказания" сложно даже взрослому, не говоря уже о подростке. Читать классику для галочки – бессмысленная трата времени, а вот читать и потом разбирать –
полезно. Даже самое скучное произведение окажется интересным.

– Что, на ваш взгляд, стоит исключить из школьной программы и что добавить?

– Уже нечего, всё самое интересное убрали! Уроков литературы катастрофически мало. Но добавила бы я очень многое. Например, несколько рассказов Петрушевской, Пелевина, Битова. Чтобы у детей не создавалось впечатление, что настоящая литература – это только произведения, созданные два века назад. К сожалению, поэзия Серебряного века, неофициальная литература 1970–1980-х – весь этот огромный культурный пласт не отражен в программе. Между тем, в это время создано много интересных и необычных текстов, которые, я уверена, будут интересны школьникам.

– Какие классические произведения вы считаете обязательными для прочтения?

– Таких текстов достаточно много, но я выберу пять: Грибоедов "Горе от ума", Сент-Экзюпери "Маленький принц", Лев Толстой "Смерть Ивана Ильича", Зощенко "Перед восходом солнца", Достоевский "Бесы".

Интерес к чтению снизила система ЕГЭ

Елена ЧЕКАНОВА, стаж 37 лет

– Как вы можете оценить отношение детей к чтению произведений из школьной программы?

– Сейчас учителя с сожалением наблюдают снижение интереса у подростков к чтению, как, впрочем, и читательской активности населения страны в целом. Хорошо, если треть учеников в классе прочитает произведение полностью, можно считать, урок состоится. Печально, когда дети отдают предпочтение кратким пересказам. Подростки обедняют сами себя, ведь книга – это не только содержание. Это еще и авторские стиль, позиция, причинно-следственные связи, эмоции.

– Почему дети не интересуются классикой?

– Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Современные дети привыкли получать готовый продукт, не требующий дополнительной работы с ним. А классическая литература не дает готовых ответов, потому что их нет в жизни. А так не хочется вникать, анализировать и сопоставлять, думать.

– В чем, по-вашему, причины отсутствия у подрастающего поколения желания читать?

– В мире умелой техники и быстрых технологий литература уходит на задний план. И это неудивительно. Есть сразу несколько причин забросить чтение:

Появились новые источники информации. Книга потеряла ценность как первоисточник.
Вырос уровень информационного шума. Мозг постоянно перегружен. Потребность в дополнительном чтении не возникает.
Не хватает времени. Школьники готовятся к ЕГЭ, посещают репетиторов, занимаются хобби, а чтение книги – это ритуал, он требует полного погружения.

– Привлекает ли школьников современная литература?

– Возможно, в современных книгах подростки пытаются найти ориентиры для своих эмоций и чувств, варианты разрешения жизненных трудностей, разобраться в проблемной нравственной ситуации, в отношениях людей. Иногда подросток выбирает такую книгу, чтобы заявить о своем особом мировосприятии, подчеркнуть свою принадлежность к той или иной подростковой субкультуре, а также чтобы выразить протест против устоявшихся образов художественного творчества.

– Нужно ли подросткам читать классические произведения?

– Обязательно, ибо они развивают и формируют личность, размышляют о вечных ценностях. На классике базируется наш культурный код.

 

 

Подготовила Елизавета СТРУСОВА

Читайте также
Ивановские колледжи по специальностям "Профессионалитета" проведут Дни открытых дверей
"Т Плюс" украсила памятными граффити производственные здания во Владимире и Иванове
Школьники из Ивановской области участвуют в общероссийском конкурсе детских экопроектов