В Тейкове снесли в водонапорную башню конца XIX века

8 февраля 2023 11:17

Башня находилась неподалеку от железнодорожного вокзала и, по версии РЖД, представляла угрозу для людей и поездов.. Краеведы считают снос архитектурного объекта большой потерей для города.

Как рассказал председатель местного отделения Общества русского исторического просвещения "Царьград" Сергей Потанин, водонапорную башню построили в 1896 году вместе с железной дорогой. Деятельное участие в этом принимал тейковский фабрикант и меценат Степан Каретников, который, к сожалению, не дожил до окончания строительства.Раньше такие башни возводили для бесперебойного снабжения паровозов: вода, наравне с углем, была главной движущей силой.

"Башню демонтировали молниеносно, так что местная общественность, краеведы, активисты не успели вмешаться. Кто дал разрешение на этот акт вандализма? Я интересовался у нашего депутатского корпуса: никто не знал, что ее будут разрушать. Предполагаю, что это сделано с санкции управления Северной железной дорогой", – говорит Сергей Владимирович.

По его словам, многие тейковчане высказывались за то, чтобы присвоить постройке статус объекта культурного наследия и приспособить под музей.

Эта железнодорожная водонапорная башня была местом притяжения. Она входила в туристический проект "Прогулки по городу". Ее изображали на своих полотнах художники, а поэты посвящали стихи.

Редактор тейковской газеты "Наше время" Наталия Антонюк в своем блоге путешественника писала: "Водонапорная башня в настоящее время по назначению не используется. А хотелось бы побывать внутри, посмотреть, как там всё устроено. В детстве я мечтала об этом. Интересно, можно ли спасти здание, вернуть былое величие? И, может быть, даже устроить небольшой музей?" Журналист собирала идеи, как можно использовать башню в культурном пространстве города.

"В 2020 году такая же угроза разрушения нависла над шуйской станционной башней. Неравнодушные горожане забили во все колокола, к теме подключился губернатор, и башню отстояли, – отмечает он. – Чиновники от РЖД обещали ее даже реконструировать".

В Северной железной дороге "ИГ" подтвердили, что башню демонтировало их ведомство. Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций СЖД, в компании есть программа по сносу подобных объектов, так как свою функцию они не выполняют, а представляют угрозу.

Правда, башня в Тейкове была бесхозной – на балансе СЖД не стояла, но находилась в аварийном состоянии: кирпичный ствол был расколот на три части по всей высоте. Строение находилось в непосредственной близости от железной дороги, поэтому представляло опасность для жизни и здоровья людей, а также для движения поездов.

"Согласно письму комитета Ивановской области по охране объектов культурного наследия от 19 ноября 2020 года, водонапорная башня не обладала статусом памятника истории и культуры, выявленного объекта культурного наследия, – отвечает начальник службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги Юлия Гонгина. – Демонтировали объект по согласованию с администрацией Тейкова. Обращений в адрес РЖД от общественности Тейкова не поступало".

МЕЖДУ ТЕМ. Председатель тейковского отделения Общества русского исторического просвещения "Царьград" Сергей Потанин с сожалением замечает, что водонапорная башня – не единственное наследие фабрикантов Каретниковых, разрушенное в последнее время. Бесследно пропали чугунные ажурные элементы балкона с главного дома купцов, старинные корпуса возведенной ими фабрики разрушаются на глазах у горожан.

Анна ПАРЫШЕВА

Читайте также
Из родниковских "Ладушек" на "Утреннюю звезду" и "Голос"
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области
Ивановский музтеатр представил новое прочтение музыкальной комедии "Гейша"