В этом году областному отделению Всероссийского общества глухих исполнилось 95 лет. На протяжении всего этого времени организация занимается социальной адаптацией людей с нарушением слуха, вовлекает их в активную жизнь и помогает в трудных жизненных ситуациях.
Юридические услуги предоставляют бесплатно
– Татьяна Александровна, расскажите, с чего начиналась история вашей организации?
– Иваново-Вознесенское общество "Помощь глухонемым" появилось в апреле 1924 года. При нем в то время организовали пакетную, швейную, сапожную, красильную мастерские и типографию. Начала функционировать и школа для глухих детей. А в апреле 1927-го при Иваново-Вознесенском отделе социального обеспечения был зарегистрирован Устав губернского отделения глухонемых. С этой даты оно и начало свою активную деятельность.
Татьяна Блинова руководит региональным отделением более 20 лет.
Главными задачами организации на протяжении всех этих лет остается защита прав и интересов инвалидов, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха, вовлечение их в активную жизнь и оказание разного рода помощи – юридической, в решении бытовых проблем, в переводе русского жестового языка…
И здесь я сразу хочу отметить, что у нас долгое время не было юриста, который мог бы бесплатно защищать права членов организации. Теперь у нас появилась такая юридическая помощь – благодаря сопредседателю регионального штаба Общероссийского народного фронта Галактиону Кучаве.
Наше 95-летие мы отпраздновали с большим размахом, и в этом нам помогли друзья, которых, пользуясь случаем, хочу поблагодарить: это начальник Ивановского управления соцзащиты Любовь Семёнова и председатель Ивановской гордумы Александр Кузьмичёв.
– Как меняется число членов организации, от чего это зависит?
– В настоящее время у нас около 800 человек. Раньше их количество было больше, и это связано в первую очередь с внесенными в устав изменениями, согласно которым теперь членом организации можно стать с 18 лет (ранее они приходили к нам с 14-ти).
Получается, что дети оканчивают школу и мы теряем с ними связь, так как многие уезжают учиться или устраиваются на работу в других регионах. Замечу, мы объединяем только носителей русского жестового языка, а он, как и любой другой (английский, французский…), доступен не для всех. Не каждому хватает упорства или возможности его изучить.
Маски сделали людей еще более беспомощными
– Одна из главных проблем для инвалидов – доступная среда. Насколько наш регион приспособлен для жизни ивановцев с нарушениями слуха?
– Основная проблема, с которой они сталкиваются, – отсутствие обратной связи. Мы не слышим, а значит, должны увидеть информацию, прочитать. Взять хотя бы остановки общественного транспорта – какие полезные сведения они могут дать глухим? На них зачастую нет даже названия, информации о движении транспорта, на котором можно добраться до нужного места, о времени отправления... Если обычный пассажир может уточнить эти сведения у других людей, то слабослышащий лишен такой возможности.
В этом плане примером может служить Ивановский район. Его глава Сергей Низов при планировании новых остановочных павильонов обратился к нам с вопросом, как сделать их удобными с учетом особенностей членов организации. Отмечу, что пожелания специалисты учли.
В самом транспорте мы тоже сталкиваемся со множеством проблем. Стали появляться бегущие строки в салонах, но далеко еще не во всех автобусах и троллейбусах. А как глухой может узнать, что машина изменила маршрут или услышать вопрос водителя о том, будут ли пассажиры выходить на следующей остановке? Кроме звуковых сообщений нужны и электронные табло, предупреждающие об изменениях.
Поход к врачу для ивановцев с нарушениями слуха – тоже целая история. Многие могут считывать с губ, но далеко не все врачи в условиях ковида соглашаются снять маску. Выходя из кабинета, медики называют фамилию следующего пациента, но инвалид не слышит. А писать на листочке или на планшете тоже будут не все специалисты. Поэтому на прием глухие идут с сурдопереводчиком. И тут мы сталкиваемся с другой проблемой – с нехваткой таких специалистов.
– Сколько сурдопереводчиков в регионе и кто может им стать?
– У нас в настоящее время шесть специалистов, из которых четыре работают в областном центре. Но так как в районах их не хватает, то наши переводчики, как говорится, нарасхват. У нас функционируют пять местных отделений – в Иванове, Кинешме, Шуе, Вичуге и Тейкове. Сейчас особенно остро эта проблема стоит в Шуе. Там ушла на пенсию руководитель отделения, и организацию возглавила молодая женщина, но она не имеет образования сурдолога. На обучение ее или когото еще у нашей организации нет средств. Сегодня же представители этой профессии – на вес золота.
Ни пожарных не вызвать, ни скорую
– Как еще можно изменить к лучшему жизнь ивановцев с нарушениями слуха?
– Это, например, дублирование звонков из учреждений смс-сообщениями. К примеру, вы записаны к доктору, а он заболел и прием отменил. Отвечать на незнакомый номер телефона или тем более перезванивать любят не все, а глухие такой звонок попросту не услышат. А вот смс-сообщение прочитают. Очень актуально стоит вопрос о вызове экстренной службы "112" или любой другой: лица с нарушением слуха не имеют возможности получить обратную связь.
Я считаю, что все наши предложения (с бегущей строкой в транспорте, с информационными табличками на остановках…) изменят к лучшему не только жизнь ивановцев с ограниченными возможностями здоровья, но и всех остальных жителей и гостей региона. Наши просьбы об этом мы не раз направляли в адрес властей, писали обращения в различные ведомства, но они, к сожалению, во многом пока так и остались без решения.
– Насколько активны члены региональной организации Всероссийского общества глухих? Каких успехов они добиваются?
– Это миф, что мы сидим дома, ни с кем не общаемся и ничем не интересуемся. Члены организации очень активны, несмотря на возраст некоторых. Среди них много столяров-станочников, швей-мотористок, упаковщиц, зубных техников, таксистов, мебельщиков, флористов, дизайнеров, художников и фармацевтов.
Ранее эти профессии члены ВОГ могли получить при содействии регионального комитета по труду и занятости бесплатно на трехмесячных курсах, сегодня этого нет. Теперь молодые люди оканчивают школу и идут либо в швеи, либо в радиотехнический техникум или уезжают в другие регионы, где есть профессионально-технические учебные заведения с программами, рассчитанными на инвалидов.
Наши подопечные имеют высокие достижения в спорте. Среди них – золотой чемпион Сурдлимпийских игр Сергей Боровикин, серебряный призер Игр Тигран Колян, чемпионка мира по армрестлингу Инна Богачёва...
Не мешают особенности здоровья и делать карьеру. Например, Елена Песнина работает директором коррекционной школы № 1, а учитель Анжела Бородулина преподает историю. Учит особенностям жестового языка в столице и наша Ксения Мельчаева, а, например, Ольга Тимофеева получает образование в институте культуры.
– Что вы посоветуете родителям, у которых ребенок с проблемами слуха? Стоит ли его адаптировать к жизни в обычных детсадах, школах или лучше погрузить в "мир глухих"?
– Это зависит от уровня слуха, от возможностей ребенка, его желания продолжать обучение. Зачастую слышащие родители не знают, что делать с такими детьми. Я советую найти хороших специалистов, проконсультироваться с ними.
По собственному опыту могу сказать, что погрузиться "в мир глухих" не так уж и плохо: когда ты живешь среди слышащих, то особенно остро ощущаешь, что ты – не как все. И это не всегда легко пережить. Поэтому, конечно, всё индивидуально. Но точно одно – что на этом жизнь не заканчивается, можно учиться, работать, путешествовать и полноценно жить, тем более что сегодня существует множество гаджетов с адаптирующими программами, достаточно специалистов и информации по этой теме.
Родителям особенных детей советую не опускать руки и бороться за их счастье, ведь на начальном этапе именно от взрослых зависит, каким будет будущее ребенка – замкнется он или, наоборот, заявит о себе на весь мир.