Бухгалтером пахала, сеяла и косила
Елизавета Арсентьевна родилась в 1916 году в деревне Санцово современного Гаврилово-Посадского района. Детство пришлось на гражданскую войну. Именно в те суровые годы она лишилась отца (его убили бандиты), а потом и матери (умерла от безысходности и горя). Круглыми сиротами остались семеро братьев и сестер. Старшему было 14 лет, младшему – полтора годика, Лизе – четыре.
Не бросили малолетних добрые люди. Сначала помогали, кто чем мог (одеждой, обувью, хлебом, картошкой), потом взяли на воспитание. Лизу удочерили жители деревни Тимерево Ефим и Василиса Алексеевы.
Начальную школу девочка окончила с похвальной грамотой. Потом Ефим Сергеевич увез ее в Иваново, где она училась в семилетней школе, а затем – на курсах бухгалтеров. Работала на молокозаводе.
Но морального удовлетворения от городской жизни не получала: звала к себе земля, душа болела по родным местам, снились деревня, березовые перелески за околицей и ржаное поле с васильками. И решила девушка переехать поближе к дому. Ее пригласили заведовать библиотекой в Нерли, а вскоре избрали депутатом и секретарем поселкового совета.
Во время войны к Елизавете Чернышёвой из артели "Вторая пятилетка" (Тимерево) несколько раз заявлялись ходоки – просили вернуться в деревню, некому было вести счетное дело. И она согласилась. Так в трудном 1942 году стала колхозным счетоводом.
Нелегко тогда жилось в деревне. Оставшиеся женщины, старики и дети не щадили в работе ни сил, ни здоровья. В поле уходили чуть свет и возвращались затемно. В это время, когда каждый человек был на счету, Лиза не могла спокойно сидеть в конторе. Стала вместе со всеми пахать и сеять, косить и жать. Бухгалтерскими делами приходилось заниматься только вечерами. Из головы никогда не выходила тревожная мысль: жив ли муж Михаил и сводный брат Николай? Оба были на фронте.
Председатель колхоза умер прямо на заседании исполкома
Хотя война грохотала за сотни километров от ивановского края, местные жители явственно ощущали ее дыхание. Особенно в те дни, когда встречали эшелоны с детьми, эвакуированными из блокадного Ленинграда, из Смоленской, Сталинградской и других областей. Для 550 ребятишек гавриловопосадская земля на время стала второй родиной. Больные, истощенные, измученные долгой дорогой, они нашли здесь надежный кров, а многие обрели новую родню.
Елизавета Арсентьевна вспомнила свое сиротское детство и, имея на руках своего ребенка, взяла на воспитание трех девочек, заботилась о них, как о собственных. И через много лет, когда девочки выросли и обзавелись своими семьями, они не забывали "свою милую мамочку", как величали в письмах Елизавету Чернышёву.
В 1943 году Елизавету Арсентьевну приняли в члены партии. Вскоре выбрали секретарем парторганизации. Вместе с председателем колхоза, человеком пожилым и уставшим, ей приходилось решать все вопросы круто, оперативно, так, как требовало время.
Однажды на заседании исполкома сельского совета председатель колхоза вдруг повалился со стула – тяжелый сердечный приступ. Пришлось Елизавете Арсентьевне брать хозяйство в свои руки.
Она руководила колхозом два года, едва ли не в самое трудное время. За годы войны обветшали скотные дворы и склады, износилась упряжь (а лошадь была основным тяглом), сократилось поголовье скота, оскудела колхозная касса. Но молодой председатель вела хозяйство умело, расчетливо – помогало знание бухгалтерского дела.
Сельсовет признали лучшим в области
Сразу после войны Елизавету Чернышёву избрали председателем исполкома Петрово-Городищенского сельского совета. За восемь лет работы во всех колхозах многое было сделано по благоустройству сел и деревень, по строительству дорог, магазинов, изб-читален, клубов, медицинских пунктов. Хозяйства окрепли, стали устойчиво выполнять планы.
"Круг вопросов, рассматриваемых советом, был самый разнообразный, – вспоминала Чернышёва. – На сессиях, как правило, не было штатных ораторов, не было и молчальников. Выступали и руководящие работники, и рядовые колхозники. Мы ценили их не по красноречию, а по делам".
Каждый человек, живущий на селе, многочисленными нитями был связан с советом. Часто проводились сельские сходы, где нередко держали ответ перед односельчанами нарушители трудовой дисциплины и общественного порядка, пьяницы. Совет оказывал помощь колхозникам в приобретении скота и птицы, в развитии личных хозяйств.
В 1952 году Петрово-Городищенский совет занял первое место в областном социалистическом соревновании. Опыт его работы осветили в специальной брошюре "Передовой сельский совет".
А в 1954-м Чернышёву рекомендовали председателем колхоза "Путь Ильича", с которым и связаны почти двадцать лет ее жизни. В 1953 году хозяйство продало государству 14 тонн мяса и 102 тонны молока. При Чернышёвой же стал реализовать по 250 тонн мяса, по 1500 тонн молока, а доход колхоза вырос в десять раз.
Зарплату стала выдавать деньгами
Елизавета Арсентьевна стала искать более эффективные пути укрепления экономики хозяйства. По соседству находится Петровский спирткомбинат: на отходы этого производства – барду – новый председатель и сделала ставку. Барда – ценный и, главное, дешевый корм для скота. Резко поднялась продуктивность общественного стада, выросло его поголовье.
Когда Чернышёва заявила на собрании, что с 1958 года хозяйство переходит на денежную оплату труда, колхозники не поверили. А председатель выступила с экономическими расчетами: надо так наладить откорм скота, чтобы через каждые два месяца сдавать партию – несколько голов. И деньги будут.
За несколько лет поднялась культура земледелия, расширились посевные площади, отвоеванные у болот и кустарников. Нелегко на песчаных землях получать высокие и устойчивые урожаи. На помощь пришла агротехника, разумная система севооборотов, удобрений полей. Были годы, когда зерна в колхозе собирали по 7 центнеров с гектара. В 1970-м намолотили почти по 20. А картофеля на круг стали получать по 140-160 центнеров.
Колхозники поняли, что Елизавета Арсентьевна – настоящая хозяйка большой артельной семьи, притом расчетливая и рачительная. "С ней легко работать, – говорили они, – она видит широко, мыслит глубоко".
С ростом поголовья скота шло и большое капитальное строительство животноводческих помещений. На 100 гектаров сельхозугодий приходилось по 25 коров. Это был лучший показатель в области. Возвели коровники и телятники с бытовыми комнатами и красными уголками.
А на центральной усадьбе появились клуб, библиотека, книжный, промтоварный и продовольственный магазины, детский сад, 12квартирный жилой дом.
Помогала землякам и на пенсии
Заслуги Елизаветы Чернышёвой получили широкое признание. В 1959 году ее избрали депутатом Верховного Совета РСФСР, в 1960-м за активную производственную и общественную деятельность наградили орденом Ленина, а в 1966-м присвоили звание Героя Социалистического Труда.
По характеру Чернышёва – приветливая, общительная и веселая. Любила играть на аккордеоне, могла и песню спеть.
Колхоз оставался в числе лучших в области, даже когда Елизавета Арсентьевна ушла на заслуженный отдых. При ее поддержке проложили асфальтовые дороги, возвели крупный животноводческий комплекс с кормоцехом, доильными залами, механической подачей кормов и навозоудалением, картофелехранилище.
На пенсии Елизавета Чернышёва жила в своем любимом Петрово-Городище, на земле, к которой прикипела душой. Продолжала заниматься общественной деятельностью: помогала колхозу и односельчанам решать возникшие вопросы с властью, встречалась со школьниками, выступала в местном детском доме. К тому времени на лацкане ее костюма кроме звезды Героя и двух орденов Ленина красовался орден Октябрьской революции. При последней моей встрече с ней она призналась, что считает себя счастливым человеком: "Потому что всю себя отдала людям".
Елизаветы Арсентьевны не стало 29 декабря 1989 года. Похоронена на кладбище в местечке Марково.