Благодаря поисковикам из других российских регионов наша землячка узнала о последнем бое своего деда, которого более 75 лет семья считала пропавшим без вести. Останки героя, медальон с бумажным вкладышем и личные вещи нашли подо Ржевом. Уже в конце месяца поисковики передадут их семье погибшего на Великой Отечественной войне солдата.
Первый раз поехали с одними лопатами
Об этом случае мы узнали из письма, пришедшего из пресс-службы Тверской таможни. Ее работник, а в свободное время - поисковик отряда «Западный фронт» Олег Ильин поисками пропавших без вести солдат занимается более 15 лет. В сезон удается найти до 25 останков красноармейцев, однако узнать их имя, а тем более найти родных получается только в редких случаях. «Наверное, ивановцам, где не было как таковой войны, боев и сражений, нас понять сложно, - говорит поисковик. – А для нас, жителей Ржева, где проходила одна из самых изнурительных и кровопролитных битв в истории Великой Отечественной войны (ее часто называют «Ржевской мясорубкой»), найденные на огородах человеческие кости героев, павших в этой битве, привычны».
Олег Витальевич отмечает, что его путь как поисковика начался благодаря встрече с необычным человеком – полковником в отставке Вячеславом Филюковым из Казани, который в свое время отследил боевой путь своего дяди (тот начинал его подо Ржевом). Филюков же «подтянул» и еще одного небезразличного поисковика из Татарстана – Сергея Афанасьева. «Первый раз мы поехали в Тверскую область в конце апреля 2009 года: сели в машину и отправились за 1200 километров. Тогда в нашем арсенале были только лопаты и огромное желание восстановить имя и судьбу павшего солдата», - рассказывает Сергей. – В Ржеве нас встретил Олег Ильин – человек, который своими рассказами о том, как он поднимал павших бойцов Красной армии, вовлек нас в это движение на всю жизнь. В то время нас нельзя еще было назвать отрядом поисковиков, мы были просто людьми, которые сошлись в одном интересе».
Сначала откопали диск от пулемета
Позже поисковики неожиданно узнали, что их деятельность в таком формате – незаконна. Тогда в марте 2013 года был официально зарегистрирован отряд «Западный фронт», а в следующем году он пополнился и еще одним участником: Дмитрий Илларионов стал большой находкой для отряда – у него большой опыт в геодезии и картографии.
Постепенно у поисковиков появилось и профессиональное оборудование – глубинный и поверхностный металлоискатели, средства навигации… Естественно, всё это приобреталось на личные средства, а поиски проводились в свободное от работы время.
В 2017 году подо Ржевом проходила вахта памяти «Калининский фронт», в котором участвовало множество поисковых отрядов со всей России. «И вот при обследовании территории в районе памятника «Воинам-якутам» был обнаружен небольшой окоп, в котором глубинный металлоискатель дал четкий сигнал, - рассказывает Сергей Афанасьев о поисках ивановского солдата. - Первым на глубине полутора метров откопали диск от пулемета Дегтярёва. Далее обнаружили самодельную курительную трубку, а за ней и останки бойца». Поиски не были простыми: апрельская погода переменчива, от сырости глина расползалась под ногами. А тут еще проявились грунтовые воды, которые усложнили подъем бойца…
«Помню, как пришла моя очередь спускаться в окоп и поднимать останки и как смертный медальон оказался у меня в руках, - вспоминает поисковик. - Я даже не сразу понял о важности находки. Но передать то чувство, которое испытал чуть позже, просто невозможно…»
Поисковики говорят: именно осознание того, что они могут установить имя человека, отдавшего жизнь за Родину, и придавало им новые силы.
Прочитать медальон без спецаппаратуры было невозможно
Медальон найденного солдата вскрывать на месте не стали: опытные члены команды знали, что есть риск утраты надписей (воздух мог повлиять на сохранность бумажного вкладыша). Находку поместили в контейнер с грунтом, в котором он и был обнаружен. «Решили везти медальон в мобильную лабораторию к нашим коллегам из Казани, которые также работали подо Ржевом. Вообще в окопе оказалось два бойца без оружия, но в полной амуниции, однако, к сожалению, у второго солдата медальона не оказалось», - уточняет Сергей Афанасьев.
Вечером того же дня медальон был вскрыт командиром Вологодского поискового отряда Иваном Дьяковым. На первый взгляд, вкладыш был не заполнен, но при более детальном осмотре стало понятно: запись есть, но прочитать ее без помощи современной техники и специалистов не получится. Вкладыш был отправлен на экспертизу в Казань…
Найденных же бойцов захоронили 7 мая на мемориальном военном кладбище Ржева как неизвестных, вместе с остальными солдатами, найденными во время вахты 2017 года. А уже по возвращении домой поисковикам пришла новость, что медальон прочитался: неизвестный солдат оказался бойцом Павлом Любимовым, 1903 года рождения, уроженцем Ивановской области, который пропал без вести 25 апреля 1942 года. «Нашей радости не было предела, ведь это наш первый солдат, у которого получилось определить имя. Появилась возможность сообщить всю информацию его родственникам», - рассказывает Олег Ильин.

Но родных солдата еще нужно было разыскать. «Запросы отправлялись нашими коллегами из молодежной организации «Отечество», вели переписку с администрацией Ивановской и Костромской областей», - говорит Сергей Афанасьев и отмечает, что все, кто узнавал эту новость, не оставались безразличными, помогали, как могли.
Поиски родных фронтовика затянулись из-за того, что Гаврилово - родная деревня Павла Любимова раньше относилась к Костромской области и поначалу близких пытались обнаружить именно там.
Искали родственников не в той области
А тем временем в Кинешме о Павле Любимове никогда не забывали. Родные, считавшие его пропавшим без вести (супруга Павла Васильевича получила извещение об этом еще в далеком 1942 году), надеялись узнать, как погиб солдат и где лежат его останки. Но, к сожалению, их поиски результатов не принесли. В семье бережно хранили фотографии Павла Любимова и его письма к жене с фронта, последние из которых приходили как раз из-подо Ржева, что и наталкивало родных на мысль, что он погиб именно в этой страшной битве.

Письма с фронта бережно хранят и сегодня
«Я большую часть жизни прожила с бабушкой, Марией Ивановной, его женой, и помню, как она всегда вспоминала деда, - рассказывает кинешемка Анна Максимова, внучка бойца. – И когда в июне прошлого года мы прочитали в Интернете информацию о том, что разыскиваются родственники кинешемского фронтовика, у нас появилась надежда. Стали проверять данные, и они совпали. Мы очень благодарны поисковикам за проделанную работу. К сожалению, у меня сейчас нет возможности поехать на место гибели деда и его захоронения. Поэтому особенно приятно, что они решили приехать в Кинешму сами: в ближайшее время поисковики привезут найденные при поисках личные вещи Павла Васильевича».

Слева - Павел с родителями, справа - одна из немногих "взрослых" фотографий солдата
В разговоре со мной Анна Николаевна призналась: сожалеет она сегодня только о том, что жена фронтовика и ее родители не дожили до этого счастливого дня.
В тему
Символично, что описанные в материале события развернулись в это время. 75 лет назад, 3 марта 1943 года закончилась битва за Ржев. Десятки тысяч солдат из разных уголков страны остались в этой земле навсегда - в братских могилах и пропавшие без вести…