Этот термин, как и традиция предпраздничных распродаж, – не изобретение российских маркетологов. В Европе и США подобные акции проводятся с 1960-х годов. В эти дни там перед магазинами выстраиваются огромные очереди – невиданное для цивилизованных стран явление. Однако во время акций покупатели, как показывает практика, быстро теряют налет цивилизации и хватают всё, что подвернется под руку. Впрочем, в последние годы всё больше торговых сетей, дабы избежать скандалов и давки, проводят распродажи в Интернете. И если раньше в акциях участвовали в основном магазины электроники и бытовой техники, то сейчас к ним постепенно присоединяются магазины одежды, спортивных товаров, игрушек и т. д.
До России бум распродаж докатился три года назад. И сейчас «черные пятницы» пользуются в нашей стране большой популярностью, хотя до огромных очередей и массовых драк дело, как правило, не доходит. «Я отслеживаю все распродажи, – говорит ивановка Анастасия Марченко. – Свела дружбу с продавцами из многих магазинов, которые сообщают мне о грядущих акциях. В последние три года покупаю очень неплохие вещи за смешные деньги. К «черной пятнице» я подготовилась заранее: составила список сайтов, пополнила банковские карты. На этот раз не собираюсь ходить по магазинам: буду всё заказывать по Интернету. Пусть немного дороже, зато меньше хлопот».
По словам продавца магазина «Детский мир» Ирины Кирсановой, многие покупатели начинают прицениваться к вещам задолго до начала сезона. Подходят, спрашивают о наличии конкретных размеров, моделей, а потом приходят к началу распродаж.
Но насколько реальна выгода от распродаж для покупателей? Маркетологи и продавцы в ивановских магазинах, к которым мы обращались, предпочли обойти молчанием этот вопрос. Но в Интернете можно найти немало сомнений на этот счет. Например, есть высказывания о том, что продавцы в России первоначально завышают цены, а потом снижают их до нормального уровня. Вот такая получается «скидка»… Поэтому опытные любители шопинга изучают все предложения в окрестных магазинах еще до начала распродаж. Это помогает избежать ошибок при выборе товара. А вот еще дельный совет: спланировать свой бюджет таким образом, чтобы к сезону скидок накопить энную сумму денег. И тщательно продумать, какие именно вещи вам действительно необходимы, – чтобы не накупить ненужного хлама.