Дворянские корни в нашей земле

22 ноября 2016 16:50

Бывал ли когда-нибудь в наших краях Пушкин, хотя бы проездом? Подавляющее большинство исследователей давно уже ответили на этот вопрос отрицательно, и всё-таки он продолжает щекотать нервы всё новым поколениям краеведов…

Свою точку зрения по этому поводу высказывает и известный ивановский литератор Василий Баделин. Впрочем, его грандиозный, без преувеличения, труд – книга историко-литературных очерков «Земля Иванов-2» – не сводится к решению неустаревающей проблемы. Размышления о состоявшемся (или несостоявшемся) визите великого русского поэта на ивановскую землю – всего лишь фрагмент в плотном массиве 700-страничного текста. И это понятно: в книге автор рассказывает о людях, которые имели счастье быть друзьями или знакомыми Пушкина (друзьями друзей, знакомыми знакомых) и в то же время – фактически были нашими земляками: они владели имениями, расположенными на территории нынешней Ивановской области.

Таких очерков в книге более ста. За каждым – судьба, зачастую с немыслимыми сюжетными поворотами. За многими – имя, которое на слуху не только у профессиональных историков.

Вот лишь некоторые из этих имен, буквально навскидку – с подписей к многочисленным иллюстрациям: Александр Алябьев, автор знаменитого «Соловья» на стихи Дельвига (с композитором был дружен владелец имения в селе Юрчаково, возле Шуи, Николай Кашинцев); заинтересованный свидетель первых литературных опытов юного Пушкина граф Дмитрий Бутурлин (Бутурлины владели селом Порздни под Лухом); приятель Пушкина – и впоследствии Лермонтова – поэт Иван Мятлев («… и Ишки Мятлева стихи»), которому на территории нынешнего ивановского края принадлежало около 30 сел и деревень…

На самое приблизительно перечисление не хватит места в газете.

Более тонкие, малозаметные «ниточки» ведут к победителю Наполеона – Михаилу Кутузову; к «злому гению» Пушкина (а может, если отвлечься от стереотипов советского литературоведения, и не такому уже злому) Александру Бенкендорфу; к представителям нескольких поколений Потёмкиных, Шереметевых, Долгоруких и других близких ко двору дворянских фамилий)…

Как догадывается читатель, «Земле Иванов-2» предшествовала просто «Земля Иванов». Замысел дилогии (а на подходе уже и «Земля Иванов-3») родился в 1970-х годах. Тогда молодой врач (напомним, что Василий Иванович – дипломированный медик, о чем рассказывается в его автобиографической книге «Я – реаниматор») в селе Егорий Ивановского района наткнулся на заброшенную могилу Егора Властова. Из сохранившейся надписи на памятнике понял, что в ней покоится генерал, герой Отечественной войны 1812 года, и поймал себя на мысли, что ничего не знает об этом человеке. Кто он? Почему захоронен на ивановской земле?.. Прочитав доступную литературу о Властове, узнал официальные сведения о нем, но о связях героя с нашим краем там ничего не было сказано…

Так Василий Баделин впервые появился в архивах, чтобы потом стать их завсегдатаем.

И от каждой открываемой им судьбы тянулись незримые нити к другим судьбам. А их появлялось всё больше: порядка трех-четырех тысяч дворянских семей, судя по архивным документам, тем или иным образом были связаны с ивановским краем. Чаще всего речь шла о приобретенных и передаваемых по наследству имениях. Чтобы охватить как можно больше имен, требовался какойто объединяющий принцип. Им и стала вычлененная в конце концов тема: «Пушкин и его окружение на ивановской земле».

Тем более что, как признался Василий Баделин на недавней презентации его книги, такой подход диктовал необходимость быть особенно тщательным в обработке материала: «Вся жизнь Александра Сергеевича многочисленными пушкиноведами расписана буквально по часам, все его биографию знают. Поэтому исказить что-то, приукрасить факты о людях, которые хотя бы косвенно имели к нему отношение, – недопустимо».

О тщательности, кропотливости, с которой автор работал над материалом (90 процентов очерков, по его словам, публикуются впервые), говорят сроки, в которые создавалась книга. «Земля Иванов-2» была начата более десяти лет назад.

Да, а как же с вопросом о визите в наши края великого русского поэта? Василий Баделин не исключает, что Пушкин всётаки отметился здесь, хотя и мимолетно. В 1834 году, возвращаясь из Болдина в Москву, из-за холерных карантинов Александр Сергеевич был вынужден избрать окружной путь. Часть непредвиденного маршрута могла «зацепить» и населенные пункты, ныне относящиеся к окраинам Ивановской области. Впрочем, документального подтверждения этому нет, загадка остается загадкой. Может быть, в «Земле Иванов-3» мы найдем ответ на нее?

Читайте также
В Ивановской области вновь не будет шествия "Бессмертного полка"
Документы о присвоении звания "Почётный гражданин Ивановской области" переданы семье Александра Василевского
Малые города Ивановской области внесли свой вклад в Победу