Печь как произведение искусства

19 октября 2016 12:32

Во многие дома даже отдаленных сел сейчас поступает голубое топливо. Сердцами квартир и комнат стали газовые котлы и батареи. Но при этом люди не перестали ценить живое тепло, которое столетия дарила им печь. Не перевелись на земле ивановской и печных дел мастера.

Изучал ремесло в заброшенных домах

В Анькове Ильинского района газ появился не так давно, в 2008 году. До этого здесь даже в многоквартирных домах было печное отопление. Спрос на мастеров печного дела – большой: кому трубу починить, кому трещину замазать, а кому и новую печку сложить.

Местный электрик Сергей Моторин, знающий печное дело с малых лет, землякам в помощи никогда не отказывал. Это и дополнительный заработок, и хорошее дело для души в свободное от основной работы время.

Камин не только согревает, но и становится украшением дома.

Мужчина рассказал, что его отца в молодости заинтересовали разрушающиеся в старых домах печи. Он решил дальше разбирать кирпичную кладку ряд за рядом: изучал, как устроена печка. Получив некоторые знания, отец попробовал у себя дома самостоятельно сложить небольшой кирпичный столбик, который бы грел комнату. Потом была печь побольше. Если готовая печь не топилась, приходилось полностью ее разбирать и класть заново. Об умельце стали узнавать односельчане, приглашали к себе, просили посмотреть старые печи с трещинами и засоренными дымоходами.

Вскоре, когда заказов стало много, Юрий Моторин начал брать на работу своего подрастающего сына Серёжу. Сначала – в качестве подмастерья. «Для меня это стало увлечением, потому что кладка печей – настоящее творчество. Необходимо знать всего несколько основных правил, стандартов, отступать от которых строго запрещено. (В основном это касается размеров и расположения дымоходов.) Всё остальное – фантазии. Вы можете придумать любую печь, украсить, облицевать. И превратить ее в настоящее произведение искусства, которое будет не только греть, но и дарить эстетическое наслаждение», – говорит Сергей Моторин.

Дачники просят сложить камины и барбекюшницы

Сейчас в Анькове людей согревает газ. Перестраивая помещения под газовые котлы, многим пришлось сломать печи. В том числе и те самые, которые сложил Сергей Моторин. Однако первая его печь, которую он самостоятельно, без отца, сделал в 1998 году, сохранилась. Хозяин бережет ее, ухаживает за ней, хоть и не использует по назначению.

Кладка русской печи начинается с фундамента.

Спрос на печи есть. Сергей рассказывает, что чаще всего к печникам обращаются бабушки из отдаленных деревень Ильинского, Тейковского, Гаврилово-Посадского районов. В их дома газ еще не дошел. Печи там старые, разрушающиеся. Любят живое тепло и гости из крупных городов. Для своих дачных домиков они просят сложить камины, чтобы вечерами греться у огня. К тому же многие любят готовить в печах еду.

Существуют разные виды печей – в зависимости от их назначения. Самая многофункциональная – русская печь. В старину благодаря своему большому размеру она согревала сразу все комнаты в доме. На печке люди спали, чтобы не замерзнуть ночью. В топливнике, куда закладывают дрова, готовили еду в глиняной посуде: щи, каша, пироги, топленое молоко из печи очень вкусные!

Удивительный факт
Наши предки умудрялись даже мыться в топливнике. После того как дрова прогорели, из печи извлекали все угли, нагревали воду. Затем человек залезал в топливник и в полусогнутом положении мылся: в печи тепло, как в бане.

По словам мастера, русские печи просят сложить совсем редко, только те, кому хочется попробовать теперь уже экзотической еды из печки. Чаще всего заказывают камины и шведки – отопительно-варочные печи среднего размера. Шведка согревает дом, в нее можно установить плиту и даже духовку для приготовления пищи.

Иногда бывают и необычные заказы, рассказывает Сергей. «Одна дачница в своем летнем гостевом домике попросила сложить из кирпича барбекюшницу – печку, в которой она могла бы готовить шашлыки и мясо на углях. Таких я никогда не видел. Даже в Интернете в то время информации не нашел. Придумал модель печи самостоятельно. Топится. Хозяйка довольна», – улыбается он.

В домашней библиотеке Сергея Моторина есть профессиональная литература о различных видах печей и способах их кладки. Но этими материалами он пользуется крайне редко. В основном всё придумывает сам.

Старый кирпич греет лучше нового

Для изготовления печи нужны нехитрые материалы. Это кирпичи, песок и глина для изготовления раствора, который связывает кирпичи, и цемент. «Кирпичи нужны именно красные глиняные. Во-первых, они лучше сохраняют тепло, и, во-вторых, вместе с раствором из глины при нагреве они будут одинаково расширяться и сужаться, что не вызовет разрывов и трещин в корпусе». Готовую печь можно затереть раствором из мела, облицевать плиткой или изразцами (керамическая плитка с рисунком или рельефом). «Мне больше нравится оставлять печь необлицованную, чтобы видны были ряды кирпичиков. Так красивее, на мой взгляд. Но желание заказчика – закон, конечно», – говорит печных дел мастер.

Чаще всего просят сложить шведку –в ней можно готовить еду.

Бывает так, что бабушка не может позволить себе купить партию новых кирпичей. Поэтому Сергею приходится разбирать ее печь и класть из старого кирпича. «С одной стороны, это тяжело: кирпичи колотые, с трещинами. Приходится как пазлы собирать, чтобы получилось ровно. А с другой – старый кирпич качественнее, изготавливался по старым технологиям из чистой глины и без примесей. Соответственно, и греть лучше будет», – рассказывает он.

Из инструментов мастер пользуется лопаточкой для укладки, печным молотком для колки кирпичей (сейчас его стала заменять болгарка). Совсем редко в руки берет уровень. «Глаз настолько натренирован, что криво сделать не получается», – смеется Сергей.

У печей, кстати, тоже есть свой срок годности. При правильной эксплуатации она прослужит 20 лет. Сергей Моторин советует: новую печь нужно просушивать 7-10 дней – топить небольшим количество дров, чтобы из кирпичей и раствора вышла вся влага. Если не следовать этой рекомендации, в печи пойдут трещины и ее разорвет. Также если печь долго не топилась, а в помещении, где она стоит, никто не жил, – ее опять же нужно просушить. Хотя бы три дня. «Поэтому печи я кладу в основном летом – чтобы хозяин не замерз и мог тщательнее высушить печь».

За качеством следит отец

Печное хобби – тяжелый труд. Во время нашей беседы Сергей Моторин подсчитал, сколько весит шведка среднего размера. Для такой печи требуется около тысячи четырехкилограммовых кирпичей и 30 ведер глино-песчаного раствора (ведро весит 15 килограммов). Получается четыре с половиной тонны. И весь этот вес за время работы печник постепенно перетаскивает сам: поднимает и носит ведра с глиной, нагружает тележки с кирпичами. Итоговый вес зависит от размера, который привязан к площади отапливаемого помещения.

Самая тяжелая – русская печь. С ней одному точно не справиться. «Поэтому раньше на печные работы мы всегда ездили вдвоем с отцом. Один таскал материалы, другой в это время их укладывал. Потом менялись. Производительность совместного труда растет в разы. Теперь отец в возрасте, ему тяжело. Беру с собой подмастерье помоложе. А отца – в качестве контроля качества: все-таки у него большой опыт».

Мария СЕРГЕЕВА

Читайте также
О гибели танкиста рассказал однополчанин
Как подросткам сберечь голос в самый уязвимый период
Ивановские химики совершенствуют солнечные батареи