Для злостных нарушителей полис обойдется в три раза дороже
Российский союз автостраховщиков еще в прошлом году рассматривал возможность ввести повышающий коэффициент для нарушителей правил дорожного движения. РСА изучал зависимость количества страховых случаев от таких нарушений, как выезд на встречную полосу, превышение скорости и других…
Как утверждают страховщики, число ДТП заметно растет в зависимости от количества нарушений. Поэтому они предложили установить для водителей, совершивших от 5 до 9 нарушений в год, повышающий коэффициент 1,86 (стоимость полиса ОСАГО вырастет на 86%). Для тех, кто нарушил правила 10-14 раз за год, предлагается установить коэффициент 2,06. От 15 до 19 нарушений – 2,26, от 20 до 24 нарушений – 2,45, от 25 до 29 нарушений – 2,65, от 30 до 34 – 2,85. Тем, кто допустил 35 и более нарушений за год, полис обойдется в 3,04 раза дороже.
Новые правила могут ввести уже с осени. Но пока неясно, будут ли применять новые коэффициенты за общее количество совершенных нарушений или только за тяжкие. Ведь большинство выписываемых ГИБДД штрафов относится к неопасным нарушениям, которые редко становятся причиной аварии.
Накажут и штрафом, и страховкой
Представитель Федерации автовладельцев России в Иванове Александр Умников считает, что все последние изменения в ОСАГО направлены не на защиту водителя, а на выгоду страховщиков. «Причем подается это под соусом благих намерений: якобы как-то поможет бороться со злостными нарушителями. Предлагаемые новации, по сути, дают право страховщикам подменять работу ГИБДД. Страховщики говорят, что тот, кто допускает нарушения, раньше или позже попадет в аварию, поэтому давайте ему увеличим коэффициент. Но ведь уже есть бонусмалус, он учитывается при уже совершенных авариях, что логично, так как убыток есть. А теперь предлагается наказывать водителей за еще не совершенные аварии, превентивно. Это всё равно что всех мужчин наказывать за изнасилование, ведь возможность-то есть!» – иронизирует он.
Тем более что за нарушение ПДД существует административная ответственность. А теперь оказывается, что кроме наказания по КоАП водителей будут еще карать по закону об ОСАГО.
Руководитель регионального представительства ФАР Владимир Раскатов предрекает появление множества жалоб от водителей. «Привязка к количеству нарушений некорректна. Не берут в расчет серьезность нарушений и другие факторы. Получается, тех, кто грубо нарушает ПДД, принуждают в следующий раз вообще не оформлять ОСАГО и ездить без полиса. Повышение стоимости страховки за аварийность понуждает виновных в ДТП скрываться с места аварии, хотя ОСАГО изначально ввели как раз для того, чтобы предотвратить это. Непонятно, откуда вообще взяли такие цифры коэффициента?» – говорит Владимир Раскатов.
Начальник отдела методологии автострахования «СОГАЗа» Юрий Горцакалян выдвигает свои аргументы: «Обсуждается вариант о применении нового коэффициента к водителям, допустившим не менее пяти грубых нарушений ПДД. То есть коэффициент будет применяться только к действительно злостным нарушителям. Вопрос о вилке нового коэффициента прорабатывают специалисты. Мы считаем, что он должен быть настолько существенным, чтобы заставить нарушителей улучшить поведение на дороге. Не исключено, что тогда они будут ездить без полисов или с поддельными полисами, но это уже вопрос контроля».
Из-за одного водителя накажут всё предприятие
Вторая обсуждаемая новация в ОСАГО – способ начисления коэффициента бонус-малус (КБМ). «Сегодня у автовладельца, имеющего несколько машин, несколько полисов ОСАГО – по одному на каждый автомобиль. С 1 января 2017 года планируется запустить новую систему присвоения КБМ. Предполагается, что коэффициент будет присваивать не страховая компания, а РСА, и не с момента заключения договора, а с начала календарного года. Таким образом, у одного автовладельца в течение года будет один КБМ вне зависимости от количества оформленных на него полисов. Если ни по одному из них не было аварий – в следующем году КБМ снизится; если убытки были хотя бы по одному полису – коэффициент повысится», – рассказал начальник отдела методологии автострахования «СОГАЗа» Юрий Горцакалян.
Механизм формирования базы КБМ и передачи функции определения этого коэффициента в РСА еще находится на стадии обсуждения и проработки. «Выяснить бы, куда пропадают ранее начисленные понижающие коэффициенты? И привлечь к ответственности виновных, чтобы хотя бы морально компенсировать водителям лишние траты на полис», – заметил Владимир Раскатов. По его словам, страховщики делают всё так, как удобно им. Ведь мотоциклисты, к примеру, приобретают полисы весной, и многие – лишь на полгода. А в ближайшем будущем придется делать это, видимо, на весь год. Такая новация особенно огорчает организации, имеющие автопарк. Ведь юрлицам будет присваиваться один коэффициент на все машины. И если хоть один автомобиль попадет в аварию по вине водителя, коэффициент вырастет для всего парка!..