Аскорбинка против милдроната

19 апреля 2016 13:44

Насколько мельдоний, запрещенный недавно Всемирным антидопинговым агентством, был популярен среди ивановских спортсменов?

Футболисты – не велогонщики

Российский спорт сегодня выбирается из самого крупного в своей истории допингового скандала. Популярный среди наших атлетов милдронат попал в список запрещенных. Под вопросом оказалась спортивная карьера десятков человек. В списке дисквалифицированных могли быть и ивановцы.

История вопроса
Милдронат (действующее вещество – мельдоний) широко использовался спортсменами на бывшем постсоветском пространстве для повышения работоспособности, снижения физической усталости. С 1 января запрещен Всемирным антидопинговым агентством. Однако после этой даты мельдоний был обнаружен у трех десятков российских атлетов, включая теннисистку Марию Шарапову, чемпионов мира Юлию Ефимову (плавание) и Павла Кулижникова (коньки). Большинство спортсменов уверяли, что не применяли милдронат после 1 января. Свойства выведения препарата из организма не изучены, поэтому на прошлой неделе ВАДА приняло решение амнистировать спортсменов, у которых выявлено незначительное содержание мельдония (коих большинство). Скорее всего, они не нарушали антидопинговых правил, а в допинг-пробах обнаружены следы использования мельдония до нового года.

До введения запрета милдронат принимали игроки двух наших главных клубов: «Текстильщика» и «Энергии». Как сказал врач футбольной команды Александр Блохин, препарат использовали далеко не все спортсмены – действовали на свое усмотрение. Дело в том, что нагрузки во втором дивизионе не такие большие, как приходится испытывать футболистам элитного уровня, представителям других видов спорта. Поэтому и потребность в восстановлении не столь острая.

«Возьмем, к примеру, велогонку «Тур де Франс». Там гонщики выходят на трассу каждый день – без специальных средств их организм просто не сможет восстановиться. Футбол – это совсем другой вид спорта, – поясняет пресс-атташе «Текстильщика» Артём Садовников. – Считается, что после матча (за который футболист преодолевает 8-12 километров) игроку для нормального восстановления необходимо двое суток. В календаре же второго дивизиона перерыв между играми составляет 5-7 дней».

Впрочем, футболисты нашей главной команды в любом случае вряд ли могли опасаться, что их накажут за использование милдроната. Дело в том, что во втором дивизионе допингконтроля нет.

А вот игрокам баскетбольной «Энергии», наоборот, было о чем тревожиться. По словам спортивного директора клуба Евгения Снигирёва, в команде употребляли милдронат до того, как он стал запрещенным. В прошлом году Российская федерация баскетбола проинформировала все клубы Премьер-лиги о том, что мельдоний попал в черный список допинговых препаратов. «Мы, естественно, подчинились этому решению, однако мне оно кажется странным. Никакого вреда этот препарат не приносил, побочных эффектов у спортсменов не было, – говорит Евгений Снигирёв. – В клубе разработана индивидуальная фармакологическая программа для каждого игрока. Она учитывает состояние баскетболистки и конкретную ситуацию: в межсезонье даем одни препараты, перед игрой – вторые, после – третьи. Хотя сейчас финансовое положение в клубе таково, что мы стараемся покупать баскетболисткам таблетки подешевле. Ту же аскорбинку».

Допинг-контроль за пять лет выступления в Премьер-лиге игроки «Энергии» ни разу не проходили. Даже несмотря на то, что в минувшем сезоне играли в Кубке Европы. Судя по всему, предполагают в клубе, проверяющие делают акцент на игроков команд-лидеров. Однако отдельные ивановские баскетболистки анализы на запрещенные препараты все-таки сдавали: речь идет об игроках, выступавших за сборные России, – Ольге Жужговой, Виктории Медведевой…

Им бы мяса побольше…

Если в наших командах есть врачи, которые несут ответственность за прием препаратов и процедуры восстановления, то в индивидуальных видах спорта всё гораздо сложнее. Здесь спортсмены и тренеры, как правило, не имеют никакой медицинской поддержки. Многое зависит от квалификации самого наставника. Однако у большинства наших тренеров фармакологические знания самые минимальные. Но даже если бы они были на высоком уровне, то всё равно денег на закупку разрешенных препаратов у ивановских спортсменов просто нет.

В более привилегированном положении находятся члены российских сборных. Им и необходимые таблетки дают бесплатно, и консультируют по поводу всех изменений в допинговом законодательстве. Победителю первенства мира по прыжкам на батуте 2014 года Дмитрию Зенкину милдронат врачи сборной выдавали до октября. «Однако я не очень беспокоюсь за то, что его следы найдут в моем организме, как это произошло со многими российскими спортсменами. Я не пил его регулярно – так что препарат вряд ли мог накопиться в моем организме, – говорит ивановский гимнаст. – Когда мельдоний запретили, все упаковки с ним я отдал знакомым, которые смогут его использовать в качестве обычного лекарства».

Как члену сборной, Зенкину выдают различные препараты для восстановления. Причем, как говорит сам спортсмен, с избытком. Часть тех же аминокислот он отдает своему тренеру, которая распределяет их между другими учениками. В видах же спорта, где нет своих «сборников», о препаратах, помогающих спортсмену переваривать нагрузки, остается только мечтать. «Наши атлеты не могли себе позволить потратить даже 300 рублей на милдронат, – говорит тренер сборной области по пауэрлифтингу Вачаган Агинян. – Они студенты, откуда у них деньги? Им покушать-то иногда не на что. Для поддержания формы нужно элементарное мясо, но и его не все спортсмены могут позволить себе вдосталь».

Альтернатива от чемпиона – корень женьшеня

Многие ивановские тренеры признают, что впервые услышали о милдронате, одном из самых дешевых средств восстановления, только когда разгорелся допинговый скандал. В их числе и Александр Шалин, сын которого Сергей в 2014 году становился победителем первенства мира по спортивному ориентированию. «Никакими таблетками мы не пользуемся, разве что витамины пьем. Насколько я знаю, в спортивном ориентировании у нас поддерживающие препараты мало востребованы, – говорит кинешемский тренер. – В свое время спрашивал об этом многократного чемпиона мира Андрея Груздева. Он сказал, что употреблял только травяные настои: лимонник, корень женьшеня… Чтобы пользоваться фармакологией, нужно в ней хорошо разбираться, быть уверенным в применяемых препаратах».

Между тем
Милдронат, из-за которого российские атлеты рискуют лишиться медалей, в России входит в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. В медицине он применяется при ишемической болезни, хронической сердечной недостаточности. Милдронат также используют при физическом перенапряжении. В аптеке его можно приобрести без рецепта. По словам кардиологов, милдронат относится к группе вспомогательных препаратов общего действия. Серьезных исследований по поводу того, как он влияет на самочувствие пациентов, ведет ли к снижению смертности, не проводилось. Врачи называют милдронат лекарством, проверенным временем, и выписывают его наряду с препаратами первой группы. Он безвреден для большой категории больных, имеющих проблемы с сердцем.

Не использовали милдронат и тхеквондисты, уверяет тренер 7-й ивановской спортшколы и юниорской сборной России Артём Анисенко: «Восстановление необходимо прежде всего тем бойцам, которым приходится сильно сгонять вес. Наши атлеты этого не делают».

Однако не только таблетками и уколами можно готовить спортсменов к стартам. Например, в «Текстильщике» не забывают про традиционные массаж, бассейн и баню. «У нас в штате два массажиста, – говорит врач ивановской команды Александр Блохин. – Мы недавно анализировали, насколько футболисты активно ходят на эти процедуры. У прогульщиков физическое состояние хуже. После тренировок отправляем игроков в холодный бассейн. Это тоже помогает в восстановлении. Хотя заставить футболистов окунаться в холодную воду непросто».

В «Энергии» на помощь тренерам приходят специальные компьютерные программы, которые позволяют тестировать физическое состояние баскетболисток. Это позволяет корректировать нагрузки.

Для восстановления после сезона бассейн использует и группа ориентировщиков Александра Шалина. Притом что в Кинешме своего водного объекта нет. Два раза в неделю спортсменам приходится ездить в Наволоки либо в Вичугу.

…Как видим, ивановский спорт от мельдониего скандала уберегла прежде всего наша бедность. Спортсмены не могут позволить себе даже этот недорогой препарат. К тому же на юниорских соревнованиях, где отличаются прежде всего наши спортсмены, допинг-контроль не так распространен, как на взрослом уровне. Однако отсутствие легальных методик восстановления – это еще одно дополнительное препятствие на пути наших атлетов к пьедесталу почета.

Читайте также
Ивановское радио слушали даже в Мурманской области
Ивановцы мечтают в доме на колесах доехать до Кореи
Делегация выпускников Интердома из Китая посетила Ивановскую область