Путь за решетку, выстланный маковой соломкой

16 февраля 2016 15:13

40-летняя ивановка Елена Голубева в колонии уже в третий раз. Теперь в ИК-7 женщине предстоит провести 10 лет.

Попробовать наркотики предложил парень

Лена согласилась рассказать о своей судьбе, о том, как она пришла к наркотикам. «Может быть, кому-то это поможет», – говорит она.

Семья ее была вполне благополучной: папа и мама работали на одной из ивановских фабрик. Лена – единственный ребенок. В школе училась на четыре и пять, была активной и общительной девчушкой. Как и все подростки того времени, собирала макулатуру и металлолом, помогала чужим бабушкам и дедушкам. Увлекалась танцами. С одним из популярных ивановских детских ансамблей объездила всю Россию, была в Польше, Чехословакии…

После школы поступила в ИвГУ, но проучилась всего год. Именно в то время она начала принимать наркотики. Попробовать предложил ее парень Андрей. «Ребята из нашего двора готовили состав из маковой соломки и кололись, – рассказывает Елена. – Мы собирались у кого-нибудь на квартире, когда не было родителей».

Лена бросила институт и поступила в медучилище. Выучилась на акушера-гинеколога, но по специальности проработала совсем немного – в это время девушка окончательно подсела на наркотики.

Лечиться от зависимости пришли всей компанией

«В середине 1990-х пошел настоящий бум наркомании, – вспоминает она. – У нас во дворе очень многие сели на иглу. Сейчас, когда я прихожу в больницу подлечиться, мне говорят: «Ты еще не в архиве?» – имея в виду, что еще жива. Многие ребята, которые начали колоться вместе со мной, уже на том свете».

Как рассказывает Елена, в то время они даже не знали, что за употребление наркотиков есть статья. Мак можно было купить в любом доме в деревне. Как-то девушку с приятелями задержали во время варки зелья на квартире.

Кто-то из соседей позвонил в милицию и пожаловался, что в подъезде стоит непонятный резкий запах. «Даже следователь в 1996 году не знал, что за это полагается, – говорит Елена. – Во время допроса он начал листать Уголовный кодекс. Нашел статью 224, где было написано «до двух лет», и отпустил».

Ребята осознавали, что у них сформировалась стойкая зависимость от наркотиков: регулярные ломки, мысли только о том, где достать очередную дозу... «Тогда не было специализированных клиник для наркоманов, – вспоминает Елена Голубева. – И мы сами отправились в Богородское и попросили избавить нас от зависимости». В больнице всей компанией пролежали 45 дней.

По словам самой Елены, у наркомана можно снять физическую зависимость, а вот психологическую – гораздо труднее. И, выйдя из клиники, через несколько месяцев компания снова начала колоться.

Задержали в Малинках с пакетом мака

Первый срок Елена получила в 1997 году. Летом она со своим парнем и его приятелем поехала в деревни Кинешемского района собирать мак. На обратном пути в Малинках их остановили. В салоне автомобиля лежала целлофановая сумка с маком. Компанию сразу же отправили в СИЗО.

«Допросы, суд помню плохо, – говорит Елена. – Была как в тумане, как будто это происходит не со мной. По новому Уголовному кодексу за перевозку наркотиков без цели сбыта мне дали уже 6,5 года».

Сначала девушку отправили на принудительное лечение в колонию Чувашии, затем под Кинешму, в ИК-3. «Наверное, только отсидев большую половину срока, я осознала, что всё это случилось со мной, – говорит она. – У нас в отряде было много девчонок-студенток из Москвы, которые также сидели за наркотики».

Сотрудницы колонии вспоминают Лену как очень активную девушку. Она с удовольствием принимала участие в смотрах художественной самодеятельности, в КВНах, в спортивных мероприятиях.

Андрею, который отбывал наказание в одной из колоний Ивановской области, Лена писала нежные письма. Парень с девушкой мечтали после освобождения о создании семьи, о детях…

Из-за ломок бросали работу

Лену выпустили в 2002 году – на два года раньше срока. Она сразу же поехала к Андрею в колонию, и они расписались. Девушка уехала в Москву, сняла квартиру, устроилась работать продавцом в магазин косметики. «На жизнь денег вполне хватало, – рассказывает она. – Я даже помогала маме (папа умер, когда Лене дали срок. – А. П..

После окончания срока Андрей приехал к жене. Первое время жили хорошо. Андрей устроился на работу, на склад бытовой химии. Но затем в их жизнь вновь вернулись наркотики: Лена с Андреем стали употреблять героин.

«Трудно сказать, почему так вышло. Вроде бы у нас не было никаких трудностей или горя, – рассуждает Елена Голубева. – Сначала в период ломок мы отпрашивались с работы, затем начали прогуливать, а потом уволились».

Елена вернулась в Иваново, но и в родном городе нелегко было избавиться от наркозависимости. Девушка перебивалась случайными заработками. В 2008 году она была арестована во время покупки очередной дозы героина. Ей дали 4 года и отправили в ивановскую ИК-7.

Андрей к тому времени тоже отбывал срок – в кинешемской колонии. И снова были письма. Лена и Андрей опять строили планы на будущее. Однако после освобождения почти сразу развелись. «Может быть, прошла страсть, а может, разлука сыграла свою роль и мы отвыкли друг от друга, – говорит Лена. – Хотя душевно он мне оставался близок, я могла ему всё рассказать...»

Какое-то время девушка работала на швейном производстве, но затем вновь вернулась к наркотикам. «Теперь распространителей можно было найти в Интернете: переводишь деньги – и тебе сообщают, где спрятан героин», – рассказывает Елена.

Героин разбавляли сахаром

Девушку в очередной раз арестовали. «Приятель пришел к нам за своей долей героина, а оказалось, что сотрудники правоохранительных органов повесили на него камеру. Нас привлекли за распространение», – вспоминает Елена. И это был не единичный случай. Елена с приятелями покупала наркотики, разбавляла сахаром и продавала, таким образом зарабатывая деньги на новую дозу. За употребление и распространение наркотиков в особо крупном размере Елену приговорили к 10 годам лишения свободы.

«Пока какие-то планы на жизнь не строю, – говорит она. – 10 лет – огромный срок. Хочу спокойно проанализировать свою жизнь, пересмотреть отношение к наркотикам. Очень беспокоюсь за маму, но, с другой стороны, она хоть отдохнет от меня. Думаю, что ей моя наркозависимость далась тяжелее, чем мне».

Елена много читает, говорит, что любит исторические романы. Рисует пейзажи и фантастические картины. «Вы приходите к нам на мероприятие, – приглашает она. – Мы готовим интересную танцевальную программу. Девчонки все будут с прическами, макияжем, в костюмах. Так выступим – на воле таких танцев не увидишь!»

Все имена фигурантов дела изменены.
Автор благодарит пресс-службу УФСИН
за помощь в подготовке материала.

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница